Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

Золотой дуплет Элиса Купера

Элис Купер это вовсе не имя того, кто сейчас под ним выступает. Это вообще название группы и название это перешло в качестве имени фронтмену и вокалисту чисто из меркантильных соображений. Во избежание юридических проблем и для того, чтобы исполнять написанные им песни после распада группы в 1975 году вокалист Винсент Фурнье взял себе такой псевдоним, совпадащий с названием группы.

Я буду рассматривать историю не сольной деятельности Элиса Купера, а группы, имея всё-таки в виду и вокалиста, как креативную и движущую силу коллектива. Название группа получила случайно. как-то они отправились в гости к своему первому менеджеру и его мать ради развлечения достала планшетку для спиритических сеансов. Планшетка выдала по буквам имя Alice Cooper и это имя всем понравилось в качестве названия группы. Хотя по большому счёту это просто английское женское имя.

В начале карьеры ребята славы не снискали, играли себе по клубам гаражный хард-рок. разве что вели себя на сцене громко и хулиганисто, имели дурную репутацию и мало на что рассчитывали. Однако в 1970 году случайно на их концерт попал продюсер Боб Эзрин, который настолько впечатлился, что бросил прежнюю работу в студии и стал работать с группой.

Получился один из редких случаев, когда именно менеджер меняет направление, в результате чего выиграли обе стороны. Группа подряд записала два прекрасных альбома и прославилась вместе со своим менеджером. Что-то похожее произошло с Битлз, когда их в клубе подобрал Брайан Эпштейн.

До того, как выпустить два альбома, о которых пойдёт речь, группа выпустила тоже парочку и даже имела относительный успех с песней I'm Eighteen, которая поднялась до 21 места в хит-параде. Но звук и концепция, начиная с альбома 1972 года School's Out вообще не сравнятся с предыдущими, как небо и земля. Звонкие, прозрачные и запоминающиеся гитарные риффы, талантливые мелодии, своеобразная структура песен, богатые аранжировки - всё заиграло новыми красками. А всё дело в том, что Боб Эзрин участвовал в авторстве песен

Огромную роль сыграл и гитарист Гленн Бакстон, который мало того, что нашёл замечательный гитарный звук, но и был соавтором лучших композиций. Уже на этом альбоме появилось фортепиано, в некоторых композициях оно играли практически ведущую роль - это признак класса. На пианино и органе играл Майкл Брюс - тоже соавтор половины песен. Вообще на обоих альбомах песни писали почти все, включая продюсера

Стилистика была разнообразной, были инструментальные композиции, что для хард-рока редкость. Песни все настолько интересны, что я затруднении даже какой ролик прикрепить. Следущий альбом Billion Dollars Baby (1973) добавил огоньку и разнообразия в репертуар. Появились там экспрессивные вещи, годные для будущего хэви-метала, например Elected с простой структурой, но с мощной энергетикой

Были психоделические "Sick Thing" и "Unfifnished Street" с наложениями звуков, была просто чисто фортепианная пьеса "Mary Ann". Была, наконец, некрофильская "I Love the Dead". Почти все композиции с обоих альбомов имели ясные и простые запоминающиеся мелодии и гармоники, удивительно даже, что их писали разные люди. Такова, вероятно, была атмосфера

Сценическое шоу группа тогда уже начинала давать. Уже и скелеты появились, и гильотина, и кровь текла - но меня все эти эффекты мало занимают. Хотя, конечно, тексты группы с эстетикой безобразного, ведьмами, трупами, отрубаниями голов - этакие страшилки из комиксов (не зря же Купер потом снимался в "Кошмаре на улице Вязов") - вся эта эстетика городских страшных историй про "чёрные-чёрные комнаты" - всё это требовало определённого антуража. Как раз к этому периоду 1972-73 годов относится известная инсценировка отрубания Куперу головы гильотиной на сцене под I Love the Dead

К большому сожалению, выстрелив дуплетом двумя высококлассными альбомами, группа Элис Купер упёрлась в творческий кризис, выпустила ещё один альбом, гораздо слабее. Что-то безвозвратно пропало, множество составляющих перестали состыковываться и команда распалась. Фурнье начал свою карьеру, отсудив имя у группы и взяв его себе. Имидже он менять не стал, но новые программы делал, некоторые из них довольно значимые.

Конверт альбома Billion Dollars Baby (1973)
Конверт альбома Billion Dollars Baby (1973)

Но это уже другая тема