В Абидос мы ехали на нескольких маршрутках и такси из деревни под Сохагом, где живет семья Набиль. Про инцидент с полицией при возвращении я рассказывал в другой заметке о Сохаге, поэтому здесь упоминать не буду. Туристы приезжают и уезжают организованно группами, поэтому комплекс, как правило, пустой. Сами египтяне приезжают в древние храмы на экскурсии, когда учатся в школе, а потом бывают здесь только тогда, когда их работа связана с охраной или туристами. Есть еще ученые и рабочие, но их мы не встретили.
Египтяне обычно считают, что иностранцу нужно сделать фото на фоне древнего памятника и ехать домой. Квыкли-квыкли. У меня есть такие фотографии, поэтому я их сразу покажу, чтобы больше к этому не возвращаться.
Мне удалось побывать в храме Сети I, Осирионе и храме Рамсеса II. Немного прошлись по прилегающим раскопкам, но человек с автоматом не был расположен уходить далеко или ждать, когда я все рассмотрю и тем более сфотографирую. Всю огромную территорию я не успел бы осмотреть даже за пару дней. В Умм эль-Кааб и Шунет эль-Зебиб вход посторонним закрыт, хотя оба места находятся относительно недалеко от храмов Сети и Рамсеса. На фрагменте карты google ниже я отметил красным тот район, где удалось побывать, и синим те места, куда я не попал и видел очень издалека… Мне не удалось пока побывать в этих местах:
- Пирамида и храм Яхмоса I (Ahmose I, 1550—1525). Последняя известная пирамида, построенная в Древнем Египте. Мало, что сохранилось, но жаль, что не удалось посмотреть
- Погребальный храм Сенусерта III (Senusret III/Senwosret III/Sesostris III, примерно 1872 — 1853). Пирамида Сенусерта была построена в Дахшуре (Дашуре), но от нее сейчас остался небольшой холм
- Храм Осириса
- Храмы и пирамиды Сенусерта и Яхмоса
- Умм эль-Кааб и Шунет эль-Зебиб
Да и вся территория, не обведенная линиями, и часть прилегающей деревни покрыты остатками сооружений разной степени сохранности и древности, начиная с 4 тысячелетия до нашей эры
Комментарий к фотографиям
Как бы мне ни хотелось улучшить вид изображений, я все же постараюсь сильно ничего не менять. Дело в том, что цвет пустыни в основном не желтый или оранжевый, а очень светло-коричневый. И выглядит все в реальности не контрастным из-за очень мелкой пыли, которая покрывает камни и песок. Фотографии многое теряют, когда на них плоская пыльная равнина под таким же плоским пыльным небом, но такова пустыня. Здесь есть горы, но они таких же цветов и оттенков и тоже пыльные.
Сначала храм Сети I, потом Осирион и храм Рамсеса II. В таком порядке все показывают туристам
От входа в комплекс нужно пройти еще пару сотен метров до храма Сети I
Вход в комплекс остался за спиной
Лестница, ведущая к храму
Реставраторы частично восстановили стены перед храмом. Фрагмент стены с изображением победы Рамсеса II при Кадеше
Перед храмом были когда-то и другие сооружения, но сейчас остались только их следы
Я читал, что Сети I хотел показать строительством этого храма свою легитимность и прямую связь с фараонами древности. Храм не был достроен при жизни Сети I. Завершал строительство Рамсес II, который всюду внес свои изменения и запечатлел себя в храме отца везде, где мог. При Сети I в храме было 7 входов в 7 святилищ. Рамсес оставил только центральный вход. Сейчас входа два. 12 квадратных колонн покрыты изображениями Рамсеса с богами. Сохранилась только нижняя часть колонн, а верхнюю сделали уже при реставрации из бетона, как и часть потолка
На всех колоннах Рамсес с богами
Одинокая туристка почему-то покинула храм бегом
Внутри храм впечатляет больше, хотя резьба на колоннах выглядит грубовато. До этого я видел только пирамиды Гизы и Египетский музей в Каире. Мне говорили, что Абидос не идет ни в какое сравнение с Люксором, где настоящая красота. Но уже после посещения Люксора я могу сказать, что Абидос мне показался более интересным. Здесь все не такое исполинское, но в этом есть своя прелесть. Гипостильный (колонный) зал перед входами в святилища
Стены покрыты рельефами. В основном это Рамсес с богами
Колонны
И современные инсталляции
Входы в святилища
В святилищах ложные двери
В части колонных залов потолки сделаны из современного бетона
По пути в галерею царей
Во многих местах в Египте на камнях древних сооружений есть странные следы. Рассказывают, что это люди сделали ногтями, хотя совсем не похоже. Напоминает места, в которых затачивали металлические инструменты
Раньше они были покрыты штукатуркой, а потом штукатурка стерлась или отвалилась, и проявились эти следы. Либо это следы затачивания инструментов тех, кто позже разрушал древние сооружения. Я представляю себе именно такое развитие событий, и это кажется более разумным
Название галереи царей условное из-за найденного здесь списка предшественников Сети. В галерее находится самая, пожалуй, главная достопримечательность храма Сети I
Это список 76 фараонов от самого первого – Мени или Менес (сейчас это имя Мина, очень популярное у коптов). Обычно в разных источниках говорят, что в список не включены фараоны так называемых 1 и 2 переходных периодов и некоторые фараоны 18 династии. Но тут возникает путаница. Например, на следующей фотографии фрагмента списка слева направо (нужно смотреть на верхний ряд) картуши фараонов 8 династии Менкара (41), Неферкара (42), Неферкара Неби (43), Джедкара Шема (44), Неферкара Хенду (45), Меренхор (46), Неферкамин (47), Никара (48), Неферкара Тереру (49), Неферкахор (50), Неферкара Пеписенеб (51), Неферкамин Ану (52), Какаура (53), Неферкаура (54), Неферкаухор (55), Нефериркара (56). В скобках порядковый номер в списке. А далее фараоны 11 и 12 династии Небхепетра (57), Санхкара (58), Схетепибра (59), Хеперкара (60) и далее то, что не поместилось на фотографии. Небхепетра и Санхкара - фараоны 11 династии, их в списке только два. Правление 8 и 11 династий приходится на 1 переходный период, но фараоны есть в списке. Путаница возникает из-за современной египтологической терминологии. Египтяне не знали про «переходные периоды», а просто считали тех или иных фараонов нелегитимными и не включили их в список. Другими словами, Сети I составил список всех 76 легитимных, по его мнению, фараонов Египта
Удивительно, что список хорошо сохранился, потому что во многих местах стены выглядят намного хуже
Честно говоря, использование редактора яндекс дзена для написания текстов с иллюстрациями это настоящая пытка. Пока я копипастил этот текст со своего сайта, редактор несколько раз поменял порядок картинок и тупо зависал, не давая добавить новые… В сочетании с египетским интернетом это все кажется уже не слишком хорошей затеей.
Моей идеей было не заработать на дзене, а поделиться тем, что узнал и увидел. Я не буду испытывать муки совести, если дам просто ссылку на оригинальный уже написанный текст на своем сайте, где нет и не будет рекламы, но можно прочитать и посмотреть все то, что я пытался сейчас разместить здесь http://bondareff.ru/abydos.htm