Найти в Дзене

Звуки на минимум, чтобы не мешать

"Дрожь земли" и "Тихое место" - два хоррора про монстров с отличным слухом

Наша непостоянная рубрика “грайндхаус”: посмотрел дуплетом “Дрожь земли” (1990) и “Тихое место” (2018), где людям приходиться бороться с созданиями, которые очень хорошо слышат. Оба в большей или меньшей степени оставляют в разочарованных чувствах.

-2

“Дрожь земли” Рона Андервуда, который вскоре перебрался на телевидение и там так и остался на подхвате, - кино умеренно культовое, крутившееся в эфире телеканала СТС так часто, что могло бы превратиться в фарш.

В этой истории про маленький переполох в большой Неваде, на которую напали слепые, но хорошо слышащие подземные черви-исполины (или грабоиды), несложно разглядеть двойника “Челюстей” (его даже хотели назвать “Земные акулы”), а за этим тянется шлейф и красной паранойи, к тому времени менее актуальный, чем в 70-е. С другой стороны, грабоид - идеальная метафора внешнего врага, проникшего в родные края: они как будто постоянно подслушивают и прослушивают простых работяг из Невады, среди которых мотает вихрами молодой Кевин Бейкон (и щеголяет небритыми ногами Финн Картер в роли студентки-сейсмолога).

Местами Андервуд пытается дать Хичкока (сцена в кафе пожилого китайца отсылает к аналогичной из “Птиц”), но с фрейдом и прочими внутренними мотивами у “Дрожи” очень туго, даже роман между Бейконом и Картер пришили от нечего делать. В общем, не удивительно, что не слишком славно начавшаяся франшиза с каждой последующей частью заползала все дальше в песок ничтожества.

-3

“Тихое место”, где на Землю напали неизвестные чуткие существа и уничтожили всех громких, как политическое кино рассмотреть проблематично (хотя любую монструозную угрозу извне, казалось бы, так прочитать возможно). Да и сам режиссер Красински, известный больше как актер, в частности, сериала “Офис” и счастливому браку с Эмили Блант, которая и тут сыграла его жену, кажется, сам тяготеет к семейной драме, даже практически притче о том, как важны любовь и уважение внутри семьи, особенно если ей приходится выживать, находясь на постоянном мьюте.

Проблема “Места” даже не в обилии несуразиц, половину из которых можно списать на стрессовую ситуацию и/или художественные условности хоррора и/или притчи, а в том, что Красински совсем не контролирует мир, который создает. С одной стороны, это кино про звуки, то есть (в идеале) про дотошный саунддизайн, затаенное дыхание и так далее, но это не мешает режиссеру двадцать минут бить зрителя по ушам мелодраматичной фортепианной музыкой (в общем, других режиссерских приемов у Красински нет), хотя в идеале музыки тут быть вообще не должно. Еще мир живет как хочет, тут звуковой дизайн эпохи постправды - громче не тот звук, который, по идее, более громкий, а тот, который захочется режиссеру.

Когда же выясняется, что всё это про максиму, что взрослые должны принимать самостоятельность детей (те умеют находить решения проблем), а не только их оберегать, как птенцов, ну а дети, в свою очередь, должны понять, что взрослые это не со зла - кино вообще начинает сыпаться, а сопли в кровавом сахаре под надсадное фортепиано заливают экран, где Красински из последних сил не очень старательно переснимает самые клишированные сцены из фильмов про вторжение монстров в дом. Кажется, Джон хотел снять драму или даже маленькое тихое “Древо жизни” Малика, но в итоге он чертовски врет с тональностью во всех возможных жанрах: это неубедительная и плохо сыгранная драма, это слишком пафосная и звонкая от внутренней пустоты притча (как-то чересчур многозначительных недоговоренностей для просто драмы), да и как хоррор это очень слабо. Жанр Красински вообще не интересен, он его явно воспринимает как достаточно простое дело: ну там звуки погромче сделать, музычку врубить, монстра показать с разных ракурсов - даже по монтажу он с саспенсом очень неловко обходится.

В общем, это фиаско, братан.

-4

канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)