С год назад я побывал на Даниловском рынке, раньше он, по крайней мере, назывался так. Это я без иронии, просто сейчас от рынка не осталось и следа.
У создателей гастрономического проекта стояла трудная задача. Они хотели привлечь новых арендаторов, которые бы там открыли кулинарные лавки, но при этом сохранить бизнес прежних торговцев овощами, фруктами, мясом и т.д. В условиях современной Москвы, когда одна аудитория является антагонистом другой, это стало практически невозможной задачей — люди из этих двух групп отталкиваются друг от друга как однополюсные стороны магнитов.
Все идет от менталитета. В странах Европы и США, когда жизнь заставляет затянуть пояса, люди перестают шиковать — готовить дома, и массово валят в рестораны, поскольку там это не только привычней, но и дешевле. В России все наоборот. Поэтому барселонский гастрорынок Меркадо всегда успешен, а вот заставить такой формат заработать у нас надо сильно постараться.
Чтобы создавать актуальные концепты, нужно уметь наблюдать. Кто в основе целевой аудитории кулинарных лавок? Хипстеры. Бабочки-однодневки. Они всегда появляются на сломе эпох. Когда-то так возникли хиппи, движение другое, а суть та же — немногочисленная группа людей, очень яркая в жизни, но бедная с позиции потребления. Хипстеры, как воробьи, едят там, где накрошили, и ничего не берут с собой. Свобода для них важнее каторги на домашней кухне. Рассчитывать на то, что они станут что-то покупать на рынке у торговцев, изначальная ошибка. А кроме хипстеров у лавочников готовой еды вряд ли кто еще станет клиентом. По крайне мере, районным жителям, которые раньше ходили на Даниловский за продуктами, сейчас странно там находиться.
Конечно, в жизни все временно. Но если ориентироваться на временные аудитории, то и подавно.