Найти тему
Яхно Денис

Икс, игрек, зет!

Икс, игрек, зет!

Недавно заехал к владельцу одной партнёрской компании. Тот рвал и метал все, что попадалось под руку. На мой вопрос о причинах такого странного поведения обычно выдержанного человека, он ответил, что его сотрудники вообще перестали работать и скоро доведут его до инсульта. Оказалось, что "молодые бойцы" совсем отбились от рук и уже просто не понимают, чего от них хочет владелец.

Мы повспоминали нашу боевую юность и решили выписать друг другу орден "за ударные 90-е", посетовав на то, что большинство наших, тех, кому за 40, уже в основном думают не о работе, заняты совсем другими делами, а молодёжь наши начинания не подхватывают.

Проблема непонимания разницы в поколениях способна утопить большинство бизнесов не только у нас в стране, но и во всем мире. Что же происходит с молодёжью?

Наше поколение, которое социологи называют поколением "Икс" (родившиеся в 1964 по 1984 год) отличает бесстрашие, отсутствие любых границ, способность рисковать, идти напролом в одиночку, ставить свои цели и приоритеты. Их ценности сформировались до 1993 года, и именно это поколение составляет костяк менеджеров современного мира, который вот-вот начнёт меняться в пользу поколения "Игрек" (1985 – 2003). Новое поколение думает, живёт, работает совершенно иначе и имеет другую философию, которую успешно для себя выводит в мир, как бульдозером разравнивая всё, что мы создавали раньше. Уже с 2018 года, согласно прогнозам социологов, "игреки" начнут управлять миром, а с 2022-го станут полновесными хозяевами Земли.

На одном проекте я столкнулся с такими ребятами. Мы общались по текущему проекту, как вдруг собеседник спросил меня: "А зачем я работаю на этом проекте, если заранее знаю, что он может пойти не так?". Согласно его мнению, работать надо с теми, с кем комфортно, а если комфорта нет, проект лучше бросить и продолжить радоваться жизни. На мой вопрос про ответственность, он заявил, что жизнь одна и в ней надо искать радость. Тогда я посмотрел на него как на инопланетянина.

Но сам подход меня заинтересовал. Прочитав гору литературы по этому вопросу, я выяснил, что всё обстоит именно так, как сказал мой собеседник. "Игреки", или как их ещё называют "миллениумы", никогда не будут ничего делать на перспективу: им нужен сегодняшний результат, они не стремятся к лидерству, им интересно работать в команде, важны чёткие цели, они не допускают "пендалей" в отношении себя и вообще они совсем-совсем другие.

Чтобы сохранить нашу "поляну", необходимо уметь взаимодействовать с "игреками". Но если в работе мы ещё сумеем удержать лидерство , то вот с потребительской точки зрения всё значительно хуже. Например, рестораторы на 90 процентов — "иксы", а потребители — уже больше "игреки". Рестораторы создают свои сервисы для себя, а "игреки" их уже не воспринимают и считают — дословно! — что "ресторан — это унылое место потребления еды". Для них кафе и т.п. — не более чем точка заправки едой, чтобы просто идти жить дальше. Ценности ушли совсем в другое русло.

В комментариях к моему посту один ресторатор написал, что гость в ресторане — король, вокруг которого вертится мир, на что "миллениал" ответил так:

"Да нету сейчас королей. Время такое. Сегодня ты король, завтра банкрот (про классические бизнесы), понты в прошлом, удивлять никого не надо, все наелись. Вчерашний студент с головой может уделать сырьевого магната по деньгам, банально найдя свободную нишу, с использованием технологий, в которых основная масса бизнесменов дремуча. Бизнесмены уже другие, капитал более не есть капитал. Новый капитал — интеллект и ему пох на рестораны, это чисто точка дозаправки. Это и авто касается. Премиальные машины становятся по барабану людям в большей степени. Людям нужна суть в качественной обертке и без переплаты за мнимый бренд. Цена-качество."

Есть ,над чем подумать. И если с "игреками" мы хоть как-то справиться сможем, то вот что делать с "зетами" — ума не приложу. А это поколение, для которого дом, стол и мир в целом — это "цифра", уже вот-вот вырвется на волю со школьной скамьи.