Ликбез о том, как изучать философию
Сколько всего каждый год выходит о философии — от популярных лекций до многотомных сочинений — но как понять, что из этого действительно важно знать, чтобы разбираться в философии? Когда возникает спрос на какой-либо продукт, то под его именем нам часто пытаются всучить что-угодно.
Как понять, что содержание, которое нам предлагают подлинно философское?
Чтобы наш чистый интерес к философии не был омрачён расхожими представлениями и стереотипами, разберёмся, какие способы изучения философии существуют.
Способы определения философии:
Произвольный.
Для сторонников этого способа философия — это мировоззрение, а значит, она у каждого своя, будь то отдельный человек или особенный народ. Нет никакой единой философии, есть лишь множество философий.
Мировозрение, как считают держатели этой позиции, формируется в нас благодаря жизненному опыту. Поэтому все, что связано с мудростью и мудрствованием прекрасно подходит для определения философии. Результатом такой точки зрения на философию оказывается простая эрудиция. В рамках этого же представления о философии мы можем встретиться с историческим восприятием философии как хронологии различных учений отдельных мыслителей. Соответственно, нам может казаться, что наиболее развитой является та философия, которая является наиболее современной. К счастью, в истории мировой культуры значение достижений измеряется не так.
Догматический.
Здесь мы впервые встречаемся с желанием человека или некоторой группы людей закрепить свое представление о философии как истине в последней инстанции. Это, конечно, большой шаг в сравнении с произвольной болтовней, но и в нем есть существенный недостаток.
Так как все остальные представления о философии подвергаются здесь зачастую голословному отрицанию и просто провозглашаются ложными, многое из отринутого так и остается непонятым. Пытаясь разобраться с тем, что такое философия, мы натыкаемся на учение Платона, и, досконально изучив его, останавливаемся на определении философии как платоновской диалектики. Все остальные философы для нас перестают существовать, либо становятся лишь подспорьем или же разложением идей богоподобного Платона. Эта точка зрения очень похожа на религию, так как основывается на вере в авторитет того или иного философского учения. Знакомая история для тех, кто помнит Советский Союз с его пиететом перед Марксистско-Ленинским учением.
Кроме прочего, догматизму свойственно извращать до неузнаваемости мысль авторов, поскольку главным стремлением догматика является увековечить свою причастность к великому, прикрепляя в заглавие текстов и свою фамилию.
Скептический.
Самый трезвый среди опьяненных поиском истины — скептик. Он знает, что есть множество философских учений, но каждое последующее учение противостоит предыдущим. Для скептика это значит, что никакого результата более чем двухтысячелетней истории философских исканий нет, поэтому изучать философию следует для того, чтобы понять, почему изучать ее не стоит. Главное здесь — впервые сознательно поставленный вопрос о причинах, специфике философии.
На этой позиции стоит вся естественная наука, полагающая, что философию знать, конечно, нужно, но не для нее самой. Провозглашая опыт и эксперимент мерой и критерием знания, наука стремится экспериментально проверить то, что проверка чего на ложность не имеет смысла.
Что между ними общего?
Все указанные представления о философии определяют ее содержание и суть внешним образом, через определение ее из себя и своих оценок, из оценок окружающих или оценок науки. Если догматизм не видит различия философских учений, то скептицизм не замечает их единства. А произвольное знакомство с философией кажется простым развлечением или способом проведения досуга. В итоге, у людей есть представления о бесполезности и условной пользе философии, но нет понимания того, почему она просуществовала долгие тысячи лет и остается чем-то значимым.
Вся трудность ситуации заключается в том, что изучение философии требует от нас непредвзятого к ней отношения, позволяющего проплыть «между Сциллой и Харибдой», определяя философию из неё самой, из её собственной истории как истории познания чего-то одного.
Удерживая в своей голове это простое различие, мы оказываемся способны понять, с каким представлением о философии имеем дело, при ее упоминаниях со стороны.
«Какую философию ты выбираешь, зависит от того, что ты за человек» [И. Г. Фихте]
Продолжение смотрите в каналах:
Проект развития вашего мышления @NUSproject
Об истории классической философии и культуры @SubSpecieAeternitatis