Идеология пантюркизма не нова - ей уже больше 100 лет. Данная идеология
тесно связана с понятием "Туран" - средневековый регион, который занимал
почти всю территорию Центральной Азии. Это страна рассматривается как
родина туранских народностей к которым относят кыргызов, узбеков, казахов
и другие среднеазиатские народности. В 1883 году в Бахчисарае, что в
Крыму, начинает издаваться журнал Исмаила Гаспринского, где он выдвигает
идеи о консолидации всех тюркских и славянских народов. Позже, журнал
закрывают большевики, однако идеи о пантюркизме находят своё место среди
волжско-уральской, азербайджанской и других интилегенций. Гаспринский
также приложил усилия к унификации тюркских языков путём очищения и
упрощения турецкого языка от заимствованных слов арабского и персидского
языков. По замыслу Гаспринского, получившийся язык должен использоваться
всеми тюркскими народами. Идеи данного проэкта легли в основу
современного турецкого языка, который сменил османский.
Идеи Гаспринского были достаточно либеральными и прогрессивными,
настолько, что часть тюрков Российской империи придерживалась так
называемого кадимизма. Они выступали за сохранение традиционного
тюркского уклада жизни, препятствовали проведению школьных реформ и не
желали признавать равноправия женщин. Как идеология, пантюркизм
окончательно сформировался к концу XIX века, из-за чего является аналогом
панславизма и пангерманизма. Пантюркизм стал элементом идеологии
младотурок, потому Османская империя не брезговала поддерживать
националистические движения в Средней Азии в период гражданской войны в
России.
В Советском Союзе идеи пантюркизма получили полное отторжение. Данную
идеологию считали буржуазной, и даже нацистской. Многие деятели
пантюркизма были репрессированы при Сталине. Идеи о пантюркизме воскресли
вновь во второй половине XX века, после вступления Турции в НАТО, и
пантюркизм стали рассматривать как средство борьбы с Советским Союзом в
Средней Азии.
Распад СССР послужил толчком к пантюркскому движению, так как Турция
более не была единственной независимой тюркской страной, и ей пришлось
потесниться из-за Азербайджана и среднеазиатских республик. Позже, в
Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов, что безусловно
считается важнейшим событием в истории пантюркизма. В настоящее время,
идеи данной идеологии наиболее сильны в Азербайджане и Турции. Сегодня,
регулярно проводятся саммиты и встречи глав тюркоязычных государств, на
которых страны договариваются в поддержке друг друга для достижения
собственных внешнеполитических целей. Однако сегодня, Россия, Китай,
Греция, Молдавия и другие, имеют некоторые тюркские меньшинства, и потому
считают движение за всеобщую тюркскую интеграцию как угрозу своей
территориальной целостности, но при этом отмечают что сотрудничество в
культурном аспекте не нарушает целостности их стран.
На этом всё, спасибо что читали, если вам понравилось, не забудьте
подписаться на канал.
До скорых встреч!