В прошлой статье по этой теме поднимался вопрос о том, почему в кино персонажам приходится тратить сотни патронов, чтобы ранить хотя бы одного противника. Ответ на эту загадку можно прочитать ТУТ. Однако в тот раз рассматривался обстрел среднестатистического противника. Но киноманы знают, что в фильмах есть по истине удивительный способ защититься от летящих пуль - бежать. Все мы сотни раз видели, как по бегущему герою открывают огонь десятки врагов, но все пули не просто летят мимо, а попадают ему под ноги. С чем же связан такой киноляп, да и киноляп ли это вообще?
Действительно, если рассматривать перестрелку с применением классических винтовок вроде «мосинки» или современных автоматов и карабинов, то такая ситуация не выдержит ни какой критики. Даже у неподготовленного бойца пули будут уходить либо выше цели, что продиктовано силой отдачи, либо правее неё, что случается при неправильном хвате.
Но, всё же, в большинстве кинолент перестрелки происходят с использованием более лёгкого оружия - пистолетов и пистолетов-пулемётов, а с ними не так всё однозначно. История с недолетающими пулями уходит своими корнями к временам Второй мировой войны, когда начало массово применяться автоматическое оружие.
Так, пистолет-пулемёт (ПП) MP-38/40 конструкции Генриха Фольмера (Ошибочно именуемый «Шмайсером») стал настоящим символом Вермахта, хотя в реальности имел ограниченное распространение в германской армии. Ещё к началу Первой мировой войны начали предприниматься попытки превратить винтовки в автоматы, так, например, был создан автомат Фёдорова. Однако мощь винтовочных патронов была избыточной, особенно для конструкций того времени, и автоматы были относительно малонадёжны.
Тогда оружейники пошли в обход, и предприняли попытку сделать автомат под пистолетный патрон, так появились первые пистолеты-пулемёты. Всё тот же MP-40 питался патоном 9х19 Парабеллум, созданным для знаменитого Люгера. Сегодня это один из наиболее распространённых патронов и в большинстве фильмов используется оружие созданное под него.
Однако и у такого подхода имелся свой недостаток. На этот раз патроны оказались катастрофично маломощными, что особенно стало заметно, когда оружие пошло в войска. Изначально MP-40 и его предшественники отдавались полиции и в коротких уличных стычках с преступниками оружие себя показало отлично. Но вот в полевых боях от него не было толку - дальность огня оказалась мизерной.
Как показала практика, заявленная максимальная дальность прицельного огня в 100 метров оказалась завышенной, оптимальной дистанцией боя были 50 метров. На расстоянии 100-200 метров вести бой мог лишь опытный боец. Самое интересное, что у пуль на этой дистанции настолько иссякала начальная энергия, что приходилось целиться на полметра выше противника. Таким образом, неопытный новобранец, открывавший огонь по советским солдатам издалека не мог по ним попасть, потому как его пули попадали в землю под ноги бойцам.
Со временем эта проблема частично решилась увеличением мерки пороха в гильзе. Современные 9х19 Паребеллум, стоящие на вооружении НАТО, также имеют увеличенную мерку пороха, а вот гражданские модели этого патрона мало чем отличаются от своего прадедушки.
Так что пули, кучно ложащиеся под ноги киногероям, не такая уж и выдумка. Тут скорее имеют место быть завышенные ожидания зрителей, наивно полагающих, что пули способны без отклонений преодолевать километры.