Хадис о совершении умры в месяц рамадан
Передали аль-Бухари и Муслим от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха спросил у одной женщины из Ансаров: «Что помешало тебе отправиться с нами в хадж?» Она ответила: «У нас только два верблюда, — и отец ее ребенка (т.е. муж) отправился с ее сыном в хадж на одном верблюде, — А второго оставил нам для поливки земли». Тогда он сказал: «Когда придет рамадан, отправляйся в умру. Умра в этот месяц приравнивается к хаджу». В версии Муслима: «Приравнивается к хаджу со мной».
Ученые четырех мазхабов о желательности совершения умры в рамадан
Подавляющее большинство ученых сочло, что данный хадис указывает на особое достоинство совершения умры любым мусульманином в месяц рамадан.
Писал имам Ибн Абидин аль-Ханафи: «Его (аль-Хаскафи) слова: «Она (умра) желательна в рамадане», — то есть если он делает отдельно умру, как уже было передано из «аль-Фатх». Затем, желательность здесь с точки зрения времени, поскольку сама по себе она настоятельная сунна (муаккада) или обязательна, как уже было сказано. То есть в это время ее совершать еще лучше, чем в другое». См. «Радд аль-мухтар» 2/473.
Писал выдающийся маликитский правовед Шамсуддин Мухаммад ибн Мухаммад ар-Ру’айни аль-Магриби, известный как аль-Хаттаб: «Сказал Санад (Абу Али Санад ибн ‘Инан (‘Анан) аль-Азди аль-Мисри аль-Малики): «Шариат побуждает совершать умру в рамадане, поскульку есть надежды на увеличение вознаграждения»… Сказано в «Мухтасар аль-Уадыха» и передал это Ибн Фархун: «Лучшие месяцы для умры — это раджаб и рамадан». Закончилась цитата». См. «Мауахиб аль-Джалиль» 3/29.
Писал имам Мухьиддин Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии: «Желательно совершать ее (умру) побольше без разногласий у нас (шафиитов). Сказали наши товарищи (т.е. ученые-шафииты): «Желательно совершать умру в месяцы хаджа и в рамадан, согласно упомянутым ранее хадисам». Сказал аль-Мутауалли и другие: «Умра в рамадане лучше, чем та что, совершена в другое время года». — Согласно приведенному выше хадису». См. «Маджму'» 7/147-148.
Писал выдающийся ученый шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути аль-Ханбали: «Желательно повторять ее (умру) в рамадан, поскольку она приравнивается к хаджу». См. «Ар-Рауд аль-мурби'», с. 284.
Служит ли умра в рамадан заменой обязательному хаджу?
Что касается равенства хаджу, то это относится к ожидаемой награде. И умра не засчитывается как изначально обязательный хадж, или хадж, который мусульманин дал обет исполнить.
Писал хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии: «Ибн Хузейма насчет этого хадиса сказал, что одно подобно другому и становится приравненным к нему, когда стало подобным ему в некоторых смыслах, а не всех. Поскольку умра не заменяет ни обязанность совершения хаджа, ни выполнение хаджа по обету». См. «Фатх аль-Бари» 3/604.
Писал имам Сираджуддин ибн аль-Муляккын аш-Шафии: «Его слова (в хадисе): «Умра в рамадан — это хадж», — то есть по награде за нее. И под хаджем имеется ввиду дополнительный желательный хадж. Ведь награда за деяния увеличивается при увеличении достоинства временного промежутка, или с чистотой намерения, или с присутствием сердца». См. «Ат-Таудых» 12/231.
_____________________
Источник: https://muntaqa.info/umram
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh