Можно ли показывать мультики детям в возрасте до двух лет? С двух до четырех лет? Как просмотр мультфильмов отражается на развитии ребенка.
Часто мамы, чтобы спокойно заниматься своими делами или просто отдохнуть, усаживают малыша за мультики. А знаете ли вы, что просмотр мультиков может вызвать задержку речевого развития и помешать наладить отношения со сверстниками?
Как так, скажите вы, ведь герои мультфильмов много разговаривают, играют, называют предметы. В общем, показывают пример живого общения!
Дело в том, что информация в виде слов, которую ребенок получает с экрана, отличается от той информации, которую ребенок слышит при живом общении.
Мало слышать слово, надо еще и видеть, как произносится слово. Видеть, как открывается рот, как двигаются губы, то есть наблюдать правильную артикуляцию.
Общаясь с родителями, ребенок непроизвольно копирует правильное произношение слов. А при просмотре мультиков он только слышит слова. Он, конечно, видит, как паровозик разговаривает, или Свинка Пеппа открывает рот, но согласитесь, это совсем не то, что надо, чтобы научиться правильному произношению.
Герои детских фильмов говорят быстро. Выделить отдельные слова малыш из их речи не может.
Также, нужно слышать реакцию взрослого на свои слова, чтобы правильно понимать значение и эмоциональную окраску сказанного. Реакция живых людей и вымышленных героев часто отличается. Копируя мультяшных героев, принимая их действия за чистую монету, ребенок может удивить, в лучшем случае. В возрасте от года до четырех ребенок еще не анализирует действия героев.
Сначала вы будете умиляться выходкам малыша, но подумайте, подсознательно он усваивает неправильные модели поведения, которые могут ему помешать в садике или во дворе дружить и общаться с детьми.
В природе человека заложено познавать мир через ощущения, запахи, движения. Одним словом, через непосредственное взаимодействие с окружающими предметами, животными и людьми. Называется это – сенсорное развитие. Именно сенсорное развитие есть основа успешной адаптации человека в обществе. И на такое развитие в дошкольном возрасте и надо сделать упор.
Чтобы ребенок был хорошо подготовлен к школе, надо тренировать произвольное внимание. Произвольное внимание – сознательное сосредоточение внимания на объекте деятельности. А на мультиках ребенок сосредотачивается из-за мерцания экрана и звука идущего от него, то есть за счет непроизвольного внимания, несознательного. Он пропускает через себя мультфильм, не включая воображение (в отличие от книги), а значит, не развивая воображение.
Итак:
1. До двух лет лучше не смотреть мультики вообще. Хорошая альтернатива – это детские книжки. Картинки в книжке ребенок может внимательно рассматривать, не напрягая зрение.
2. В возрасте от двух до четырех можно смотреть мультфильмы, но не более 15 минут в день. К тому же вы сами должны выбирать мультфильм для ребенка, вместе с ним смотреть и обсуждать действия героев.
3. Старшие дошкольники могут смотреть мультики самостоятельно, но не больше одного мультфильма в день.
Вред от мультфильмов есть, если малыш смотрит мультики подолгу и это его основное времяпровождение. Больше разговаривайте с ребенком, играйте, гуляйте с ним на детской площадке, посещайте развивающие кружки. А мультфильмы можно использовать для развития только как небольшое дополнение.