Почему в одной семье рождаются дети с разным характером? Очень часто братья и сестры обладают совершенно противоположными чертами характера, стоит разобраться, почему так происходит.
Одна семья. Один из часто задаваемых вопросов родителей, пришедших на консультацию у психологу или позвонивших на "Телефон доверия" является: "Почему в нашей семье оба ребенка такие разные? Ведь растут они в той же семье, да и воспитываем мы их одинаково. Первый – серьезный, добросовестный, учится хорошо, а у второго только озорство на уме". На этот вопрос приходится отвечать другим вопросом: "Да, вы живете в той же семье. Но правда ли, что вы живете в одинаковой семье?". В такой ситуации нужно разбираться по порядку. Во-первых вы живете вместе с мужем, а ваш муж живет с женой. Во-вторых вы смотрите на семью с разных позиций, поэтому ваше отношение к происходящему также часто различно (вы можете проверить это предположение, взяв по листку бумаги и карандашу и найдя укромное место, нарисовать свою семью, как вы себе ее представляете, затем сравнив рисунки. Наверняка, что они будут отличаться друг от друга).
Теперь о детях. Придя в этот мир ваш первый ребенок определенное время был единственным. Ваш второй ребенок никогда не был единственным и появился в семье, где, кроме него и родителей был еще один ребенок. Итак, каждый член вашей семьи имеет свой уникальный опыт и несколько иначе смотрит на происходящее вокруг. Таким образом, можно более подробно проанализировать развитие ваших детей.
С точки зрения первого ребенка
Первый ребенок – это нечто новое, непознанное и интересное для родителей. Рождение ребенка – это чудо, никогда не перестающее удивлять. Первый ребенок часто воспринимает со стороны родителей трепетную любовь и восхищение, с самого начала своего существования получает громадную заботу и внимание со стороны взрослых, его самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Первые дети часто подсознательно занимают позицию: "Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне", которая делает их зависимыми от других людей.
Кроме того, первый ребенок появляется в семье, еще недостаточно готовой к детям. Как и все, с чем мы встречаемся в первый раз, появление ребенка и уход за ним в первые месяцы сопряжены с определенной долей неуверенности, тревожности. Из-за этой неуверенности и тревожности в дальнейшем требования родителей то бывают слишком жесткими, категоричными, то вдруг исчезают или даже меняются на противоположные. Непоследовательность родителей – одна из причин того, что дети часто воспринимают родителей как людей непостоянных, чье поведение трудно предвидеть, не зная, что от них можно ожидать, и поэтому менее склонны раскрывать свои чувства.
Громадное влияние на развитие личности первого ребенка имеет рождение второго. Для большинства первенцев рождения второго ребенка не полная неожиданность. Дети любопытны, и их внимание привлекает изменившиеся очертания фигуры матери; они слышат разговоры взрослых о намечающейся покупках, наблюдают за приготовлением к появлению малыша. Раньше или позже их вопросы принуждают родителей раскрывать суть происходящего, и правильно поступают те родители, которые уделяют объяснению того, что в семье появится еще один маленький человечек, большое внимание.
Дети, как правило, хотят, чтобы в их семье был малыш. Часто первенцы прямо просят "купить" братика или сестричку. Однако тут очень важно не переборщить, разукрашивая "прелести" появления нового члена семьи, а стараться до конца быть искренними с ребенком. Надо обязательно объяснить первенцу то, что новорожденный будет сначала беспомощным, требующим много внимания и заботы всех членов семьи, и только постепенно они подружатся и смогут играть вместе. Первенцу тактично надо объяснить, что малыш с самого начала очень хрупок, нежен, что ему в первую очередь нужна забота матери. Внимание и забота старшего ему тоже необходимы, однако с маленькими детьми надо научиться определенным образом вести себя (хорошо, если ребенок имеет опыт общения с животными, тогда ему очень просто на примерах пояснить необходимость осторожного обращения с малышом). Такой разговор в первую очередь нужен для того, чтобы поддержать положительное эмоциональное отношение к новорожденному.
Когда в семье наконец-то появляется новорожденный, даже у тех детей, которые с нетерпением ждали его, в душе часто начинают играть совсем иные струны – они могут чувствовать себя забытыми, отверженными, появляется зависть. Дети пытаются больше придерживаться требований взрослых (ведь это путь к дополнительному вниманию родителей), приобщиться всем своим поведением к миру взрослых. Изменения в семье при благоприятных условиях становятся толчком в развитии личности первого ребенка. Они могут способствовать преодолению эгоизма, направлять энергию ребенка на утверждение себя в более зрелых способах общения с родителями, в помощи другим, в творчестве и т. д. Однако, когда негативные чувства слишком интенсивны, они могут стать причиной глубоких психологических проблем.
Единственный ребенок становится одним из детей, ему приходится делиться любовью и вниманием родителей; часто старший вообще теряет былые привилегии. Нередко происходящие изменения в семье для первенца сопоставимы со свержением с престола. Ребенок, ранее бывший в центре внимания, вдруг ощущает себя в стороне от жизни семьи.
Этот период не всегда протекает гладко и без проблем. Можно утверждать, что этот период будет проходить легче, если родители обратят внимание на следующие обстоятельства:
1. После появления новорожденного в доме надо избегать существенных изменений в жизни семьи, в отношениях родителей к старшим, и, если есть, другим детям.
2. Как и прежде, старшему необходимо уделять столько же внимания, демонстрировать ему свои нежные чувства;
3. Надо помочь старшему найти адекватный путь, чтобы включиться в жизнь изменившейся семьи.
С точки зрения второго ребенка
Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Матери часто говорят, что вторая беременность была чем-то качественно иным. Вторые роды воспринимаются матерями как более приятный опыт. Таким образом, второй ребенок еще до рождения растет в более спокойной атмосфере.
После рождения второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Родители не так его опекают, суетятся вокруг его самочувствия, правильности развития, "нормальности" и т. д. Мать по отношению ко второму ребенку, как правило, последовательнее, нежнее, ласковее. Часто мама за время между родами становится настоящим экспертом по уходу за детьми – скольким подругам – "дебютанткам" в материнстве даны советы, произнесены слова утешения, оказана помощь в первом купании и т. д.
Поэтому второй ребенок и следующие дети, сами будучи более уравновешенными, к тому же оказываются и в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Но второй ребенок все же сталкивается с не менее сложными обстоятельствами семейных отношений, чем старший, хотя и иными.
Второй ребенок в семье никогда не переживает ситуацию единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение. Исследование показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок, по собственной инициативе или по настоянию родителей. "Образование" старшего не только частично заменяет родительское обучение младшего, но и существенно его расширяет. В него входят и те небольшие открытия и ситуации, которые важны для старшего и будоражат его воображение: например, как сделать рогатку, дискуссия насчет жизни на Луне и т.д. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в отношениях старшего с младшим часты и непредвиденные "воспитательные" воздействия. Часто проявляются тенденции старшего возвыситься над младшим. Так как старший, как правило, показывает свое превосходство во всех сферах жизнедеятельности, в этом отношении он (они) часто превосходит по своему авторитету и родителей.
В большинстве семей старший раньше или позже становится вожаком младшего, сильно направляющим развитие интересов младшего. Это становится существенным стимулом развития младшего. Однако за ним скрывается и менее привлекательная сторона их взаимодействия. Младший часто чувствует, что никогда не сможет сравняться со старшим. Чувство собственной неполноценности у малыша просто провоцируется старшим, который, сперва поощряя малыша на различного рода состязания, впоследствии высмеивает его, наглядно демонстрирует собственную силу и превосходство. Такое поведение первенца, с одной стороны, своего рода месть за отобранные у него малышом любовь и внимание родителей, с другой – недоумение, адресованное родителям: "Как вы можете любить такого беспомощного и никчемного, тогда как у вас есть такой сильный и смелый!". Соперничество, конкуренция старшего и младшего ребенка – явление настолько распространенное, что некоторыми психологами, психиатрами считается неизбежным. Можно наблюдать в отношениях двух детей и определенную закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения, и, наоборот, – чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество.
Дети очень гибки, имеют громадное число скрытых способностей. Не перестают удивлять темпы их развития, особенно когда у ребенка появляется какое-нибудь искреннее устремление. Младший ребенок всеми силами, во что бы то ни стало старается достичь уровня старшего, суметь сделать так, как он, и превзойти его. Часто бывает так, что старший, почувствовав нарастающую конкуренцию со стороны младшего, сам устремляется к новым достижениям. Иначе говоря, начинается гонка с преследованиями, в которой оба ее участника хотят быть первыми и недосягаемыми и которая изнуряет до предела обоих – ведь эта гонка не имеет финала.
Конкурентные отношения между детьми одной семьи, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Один из механизмов такой поддержки – повышенное внимание и любовь к ребенку преимущественно в количестве награды за какие-то достижения. Конкуренция особенно взвинчивается, если при этом родители сравнивают обоих детей. Завышенные требования родителей обусловливают конкурентные отношения детей друг к другу, а позже – и восприятие мира как арены борьбы.
Как видно, развитие второго ребенка, во многом зависит от личности старшего и от отношения родителей к детям. Ориентируясь на эти два и другие обстоятельства, ребенок выбирает свой путь, который становится стержнем его личности. Главное, чтобы дети выбирали такие средства получения родительского внимания, любви, которые были бы им полезны с точки зрения развития их личности, приспособления к более широкой социальной среде, такие способы, которые бы повышали их веру в свои силы. Родители могут им в этом помочь, во-первых, понимая сложности, которые возникают перед детьми и тактично направляя их на более правильный путь, во-вторых, более терпимо относясь к индивидуальным проявлениям их личности, к их проблемам и ошибкам, в-третьих, поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.