Найти тему
vedmed1969

А теперь и монорельс

...что-то давненько у нас про него не вспоминали, лет 15. Но теперь всё по-взрослому - серьёзный корейский инвестор! Точно заживём!!


[фото отсюда]
[фото отсюда]

120 км монорельса, 100 станций и 230 поездов
Корейцы презентуют Челябинску альтернативу наземному транспорту

В Челябинск прибыла делегация из Южной Кореи во главе с руководителями города Тэгу. В среду, 30 мая, гости встретятся с чиновниками и представителями бизнеса областного центра, чтобы презентовать проект монорельсового транспорта, над которым по поручению корейских партнеров последние четыре года работала группа местных разработчиков и который революционным образом может изменить транспортную сеть столицы Южного Урала. Речь идет о 120-125 километрах наземной сети, охватывающей отдаленные районы, более 100 станциях и 230 поездах, представляющих нечто среднее между трамваями и вагонами метро. При этом, по утверждению инициаторов встречи, проект не предполагает государственного финансирования. Znak.com выяснил, что предложат Челябинску иностранные гости.

Монорельс — вид общественного транспорта, представляющий собой однорельсовую железную дорогу, проходящую над землей. Линия, по которой движутся поезда, установлена на бетонных сваях. Для муниципалитетов с сильной загруженностью транспортных артерий это настоящее спасение, уверяют разработчики. Насколько предложение будет интересно Челябинску с его широкими дорогами, где нет пробок, подобных московским, питерским и даже екатеринбургским, пока не ясно. Тем не менее в Челябинске переговоры о возможности строительства монорельса ведутся с 2016 года. До сегодняшнего дня вопрос не выходил в публичную плоскость, обсуждения проходили кулуарно.

Основными интересантами реализации проекта выступает некий консорциум южнокорейских компаний, некоторые из которых уже плотно сотрудничали с российскими партнерами по другим проектам. К примеру, участвовали в строительстве завода «Этерно» — совместного проекта ЧТПЗ и Роснано.

«Сотрудничество было успешным. Поэтому корейские партнеры собрали группу людей, которые на протяжении четырех лет работали над проектом монорельсового транспорта в Челябинске, — рассказал Znak.com один из участников встречи, которая пройдет вечером 30 мая в здании Гипромеза. — С 2016 года ведутся переговоры с минэкономразвития области, вице-губернатором Русланом Гаттаровым. В апреле прошлого года в Челябинск приезжала делегация из Южной Кореи во главе с чрезвычайным и полномочным послом республики Пак Ро Бёком, который встретился с губернатором Борисом Дубровским и презентовал ему проект. Глава региона отдал проект в работу мэру Челябинска Евгению Тефтелеву. В течение года администрация города вела переписку с городом Тэгу, где в 2015 году запустили большую монорельсовую сеть. И вот на Южный Урал прибыла „облетная группа“ из Тэгу, чтобы посмотреть, что сделано, еще раз презентовать проект и ответить на все интересующие вопросы».

Цена вопроса

Организатором встречи от Челябинской области выступает Агентство инвестиционного развития региона. Планируется, что помимо представителей на мероприятии будут представители ЧТПЗ, а также других крупных предприятий. Как пояснил Znak.com участник переговоров, корейская сторона рассчитывает заручиться поддержкой как чиновников, так и представителей бизнеса.

«Для реализации проекта корейцам понадобится хороший бизнес-партнер. На сегодня переговоры ведутся с ЧТПЗ, „Конаром“, ММК и еще рядом предприятий. Корейская сторона рассчитывает в случае положительного исхода переговоров реализовать проект без привлечения бюджетных средств. Скорее всего, для строительства будут привлекаться кредитные линии, потребуется собрать пул инвесторов-кредиторов, которые получат долю в бизнесе. Это позволит уйти от проблемы освоения средств, которая возникает каждый раз, когда речь идет о государственном финансировании. Но участие государства все же потребуется — в вопросах отчуждения земли, предоставления налоговых льгот, согласования маршрутов, установки тарифов и так далее. Также обсуждается перспектива обеспечения минимальных доходов на период окупаемости. К примеру, Казахстан, где представители Южной Кореи также намерены реализовать проект, касающийся транспорта, готов направлять дотации из бюджета, если в какой-то период не будет обеспечен минимальный пассажиропоток», — рассказал один из разработчиков проекта.

По словам нашего собеседника, говорить о стоимости проекта пока рано, поскольку для начала следует утвердить трассировку, определиться с высотой опор (поезда можно поднять на 5, 10, 15 и больше метров, но каждый метр — это дополнительные затраты). Многое будет зависеть от курса доллара, поскольку значительная часть оборудования будет поставляться азиатскими компаниями.

По задумке проектировщиков, в Челябинске, чтобы закрыть потребности, протяженность линий должна составить 120-125 километров, понадобится открыть более 100 станций и пустить по ним порядка 230 поездов. В этом случае работы могут занять около пяти лет, а затраты составят от 1 до 1,5 млрд долларов. Проект сопоставим с возведением трех-четырех цехов «Высота 239», либо строительством первой очереди челябинского метрополитена, которая, по оценкам экспертов, не окажет влияния на ситуацию с транспортом в городе.

Окупить проект корейская сторона рассчитывает за 15-20 лет. Тарифы на проезд на поездах будут устанавливать челябинские депутаты, однако, по грубым расчетам авторов идеи, для окупаемости за 15 лет требуется установить стоимость поездки в размере 25 рублей. Такой тариф посчитали оптимальным в прошлом году, когда билет в общественном транспорте стоил 20 рублей, а курс доллара был ниже. Так что, скорее всего, будет небольшое удорожание. Предполагается, что, оплатив одну поездку на поезде, человек сможет совершать любое количество пересадок и не ограничивать себя во времени. Для города существенным преимуществом должна стать оплата по транспортным картам, что позволит уйти от теневых доходов, чем грешат маршрутки.

Кроме того, отбивать вложенные средства инвесторы рассчитывают за счет рекламы в поездах и на станциях, а также на сдаче в аренду помещений внутри павильонов. Экономить деньги позволит собственная генерация электроэнергии.

Плюсы и минусы

Сегодня разработчики проекта называют целый ряд преимуществ. «Монорельс — это экологический вид транспорта. Он безопаснее практически любого общественного транспорта, поскольку движется по выделенной линии, под него невозможно попасть, автомобили с ним не столкнутся. В то же время, он дешевле, чем метро. Появление поездов на эстакадах позволит снизить нагрузку на дорожное полотно, увеличить реальные доходы населения, сделает Челябинск более привлекательным для инвесторов. Все знают опыт Уфы, где при подготовке к саммитам ШОС и БРИКС компании вложили серьезные деньги в инфраструктуру. Но сегодня объекты пустуют, поскольку город ничего не делал для дальнейшего развития. Челябинск, чтобы использовать преимущества, которые дает право проведение саммитов, должен развиваться. В случае реализации проекта ВСМ „Челябинск — Екатеринбург“ столице Южного Урала понадобится удобная транспортная сеть, чтобы конкурировать. Иначе жители постепенно начнут перебираться туда», — утверждают лоббисты проекта.

Они отмечают, что в перспективе, если челябинское метро все же будет достроено, его можно будет соединить с монорельсом. Кроме того, со временем возможно строительство дополнительных веток в соседние муниципалитеты — Копейск, Коркино и другие, что даст агломерационный эффект. Влияние на экономику города, по словам разработчиков проекта, также будет положительным, и эффект жители почувствуют достаточно быстро. К примеру, в городе Тэгу вокруг станций очень быстро начали появляться кафе, киоски и другие объекты малого бизнеса, выросла покупательская способность населения. С другой стороны, представители Южной Кореи готовы дать Челябинску большую часть компетенций для локализации производства оборудования для обслуживания новой транспортной сети. Предполагается, что поначалу здесь будет организована отверточная сборка, но со временем многие конструкции начнут делать на базе наших предприятий.

Есть у проекта и критики, которые напоминают об опыте строительства московского монорельса. Сегодня он спросом не пользуется.
Однако, как указывают их оппоненты, в Москве развитая сеть метро, и строительство монорельса там изначально вызывало вопросы. Этот проект во многом был рассчитан на туристов. Не торопятся строить эстакады и в соседнем Екатеринбурге, несмотря на загруженность центра и наличие сразу нескольких лоббистов.

«Я знаком с челябинским проектом монорельсового транспорта, но не думаю, что сегодняшняя встреча с корейцами что-то изменит, — прокомментировал Znak.com эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич. — Власти Челябинска вообще не интересует развитие транспортной системы. Поэтому у нас нет транспортной стратегии и, соответственно, нет развития. А если говорить в общем, то монорельс может стать одним из вариантов развития транспортной системы города. Но не основным. Там есть свои плюсы и минусы. Из плюсов — это внеуличный транспорт, имеющий хорошие параметры по скорости, провозной способности. Но не всем нравится, когда над головами ходят поезда. К тому же в Челябинске достаточно пространства, чтобы прокладывать транспортные сети на земле. Хотя проект имеет право на жизнь, и его можно рассматривать».

Я считаю, что надо не мешать корейским товарищам - пусть построят линию для начала, скажем, из Копейска в район вокзала, или из Паркового-2 на АМЗ. Если всё получится, пусть дальше работают. А ч.урбанисты их пускай критикуют - за эстакады и шум. И за ущерб прекрасной челябинской архитектуре. Так что пусть тянут по окраинам, через площадь Революции только не надо. Ждём подробностей - интересно же, что там за проект разработали, аж четыре года занимались.


"КоммерсантЪ" пишетЪ :)

Южнокорейская Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd разработала проект строительства в Челябинске монорельсовой транспортной системы на базе технологий Hitachi, которая получила название Sky Сity. Компания предлагает построить линию с восемью ветками протяженностью 125 км и 120 станциями. Предварительная стоимость проекта — $1–1,5 млрд. Инвестор готов построить инфраструктуру за собственные деньги, но при условии государственных гарантий. По мнению экспертов, строительство монорельса в ближайшее время не будет осуществлено, поскольку требует крупного финансирования, к тому же город сейчас занимается решением других более важных задач.

Южнокорейский консорциум Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd презентовал разработку проекта строительства в Челябинске монорельсовой транспортной системы на базе технологий Hitachi. Проект Sky City 4.0 разрабатывался совместно с южнокорейским городом Тэгу — первым в Корее, где была запущена монорельсовая система.

Согласно схеме, разрабатываемой с 2016 года, в Челябинске предполагается построить восемь транспортных веток общей протяженностью 125 км. Сеть охватит Чурилово, Копейск, аэропорт Челябинск, а также новоградское направление.

По словам официального представителя Daesun Monorail Transport Systems Co., Ltd в России и СНГ Константина Лежнина, работа с Тэгу ведется на протяжении последних трех лет. При этом никаких договоренностей с властью еще не достигнуто — «идет проработка и обсуждение». Представители компании отметили, что для реализации проекта «однозначно требуется создать государственно-частное партнерство». «Нам потребуется административный ресурс — это вопрос согласования трасс, тарифов, налоговых льгот и прочего. С точки зрения вложения федеральных либо бюджетных денег есть разные варианты. Можно обойтись и без бюджетных денег, но в таком случае у инвесторов тоже есть пожелания — чтобы была государственная гарантия. Речь идет о минимально гарантированном доходе: в случае необеспечения условий окупаемости проекта за счет субсидий и средств бюджета власть доплачивает до того уровня окупаемости, который заложен проектом»,— рассказал господин Лежнин. По его словам, если власти примут принципиальное решение, движение будет «быстрым и стремительным».

Константин Лежнин отметил, что это «не бюджетный проект», поэтому стоит «смотреть коммерческую окупаемость», которая, в конечном счете, будет зависеть от курса доллара, «поскольку примерно 30% всего проекта — импортная транспортная система». При этом в компании отмечают, что почти вся инфраструктура может производиться в регионе по местным технологиям, поставляться будут только сборные части для поездов. «Весь проект под ключ с запуском транспортной системы оценивается от $1 до 1,5 млрд. Сейчас идет поиск генеральных партнеров, которые заинтересованы в развитии крупных инвестпроектов. Поиск денег — не самый большой вопрос, в отличие от обеспечения государственных гарантий, чтобы инвестор в течение 10–15 лет мог спокойно работать и получать возврат своих инвестиций»,— прокомментировал господин Лежнин.

Стоимость билета в горизонте планирования составит около 30 руб. «Это автотранспорт все-таки не для нас, а для наших детей, внуков и правнуков. Если мы построим его к 2025 году — цена, безусловно, изменится»,— подчеркнул господин Лежнин. Оплата будет производиться по принципу метро — заплатив один раз, пассажир может пересаживаться на другие ветки и свободно передвигаться неограниченное время.

Расстояние между станциями в среднем составит 800 м. Проект корейских станций предполагает наличие лифтов для пенсионеров, инвалидов-колясочников и женщин с колясками, эскалатор и обычную лестницу. На втором этаже должны располагаться турникеты и пункт продажи билетов.

Колонны, на которых должны располагаться линии монорельса, будут иметь основание 1,5 м, средняя высота 10–12 м. «Это комфортно для человека. Слышно только легкий шум над головой. Шелеста от колес нет, шум идет от контактной сети, как в трамваях и троллейбусах»,— рассказал господин Лежнин. Система предполагается беспилотная, средняя скорость движения с учетом разгона и торможения составит 30–25 км в час. По словам господина Лежнина, чтобы обеспечить стабильный транспортный поток в Челябинске по всем веткам с интервалом прибытия поездов в 5 минут, потребуется около 130 двухвагонных поездов. Согласно расчетам инженеров, первую ветку можно будет запустить уже к саммитам ШОС и БРИКС, которые пройдут в 2020 году.

По мнению регионального представителя Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса Дениса Константинова, подобные проекты по замене подземного метро на монорельс или легкое метро «обсуждаются уже больше 10 лет, но все упирается в отсутствие инвестора и финансирования». «Это старая история. Конечно, у города есть потребность в экологически чистом, быстром транспорте, который проходит над основными потоками, но есть и более важные статьи расходов, в частности, социальные направления. К тому же, нам бы сначала навести порядок с городским электротранспортом и приобрести нормальные трамваи. Потому говорить о реализации проекта в ближайшей перспективе я бы не стал»,— считает эксперт.

Всё-таки хотелось бы на схему путевого развития посмотреть :)

Отсюда