Найти тему
Секреты Старого Китая

Две фундаментальные составляющие китайских боевых искусств

Как говорилось ранее, ушу опирается на «четыре основы»: «шоу»(手 shǒu), «янь» (眼 yǎn), «шэньфа» (身法 shēnfǎ), «бу» (步 bù), то есть на методы рук, глаз, действий корпусом, шагов.

И есть четыре основных раздела кулачного искусства – удары ногами, удары руками, техники связанные с захватами, броски.(踢 tī,打 dǎ, 拿 ná,摔 shuāi).

При этом можно условно выделить два аспекта тренировочного процесса:

- «Цюань» (拳 quán )- это разучивание и отработка базовой техники, формальных комплексов таолу, приемов, движений и так далее,

К этой категории можно отнести любые технические действия
К этой категории можно отнести любые технические действия

- «Гун» (功 gōng) - это набор вспомогательных методов. В этот раздел традиционно входят разнообразнейшие методы т.н. «внешней» и «внутренней» наработки, в том числе и пайдагун (укрепление тела).

К этой категории относят все те упражнения. что делают вас быстрее, сильнее, ловчее и т.д..
К этой категории относят все те упражнения. что делают вас быстрее, сильнее, ловчее и т.д..

И хотя для боя нам естественно необходим именно «цюань», но если вспомогательной наработки нет, то он по сути не работает и мы , увы, получаем современную «гимнастику ушу».

-4

Эти две составляющие - неразрывные составляющие тренировочного процесса в ушу.
Об этом есть знаменитая поговорка ушу: «
练拳不练功,到老一场空», означающая

«Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки - до старости останешься пустым местом»,

и получатся эффектные и красивые движения ( по китайски «花架子» huājiàzi - впечатляющие , но непрактичные движения). То есть как в другой не менее известной поговорке – «花拳绣腿,好看无用». Популярный на постсоветском пространстве поэтический перевод звучит так:

«Кулаки летают - словно цветы в танце порхают,
ноги бьют - словно вышивальные иглы снуют:
пpиемы кpасивые, но пpоку от них - никакого.»

Поэтому в Старом Китае , в традиционных школах боевых искусств, значительное время уделяли именно вспомогательным подготовкам самого различного плана.

Старый ушугуань начала ХХ века, где тренировал известный  Мастер стиля багуачжан
Старый ушугуань начала ХХ века, где тренировал известный Мастер стиля багуачжан
Мастер стиля мэйхуатанланцюань уезда Хайян объясняет специфику работы с традиционными каменными гирями в ушу
Мастер стиля мэйхуатанланцюань уезда Хайян объясняет специфику работы с традиционными каменными гирями в ушу
При правильной тренировке гибкость сохраняется  даже разменяв девятый десяток
При правильной тренировке гибкость сохраняется даже разменяв девятый десяток
Вместо привычных нам боксерских мешков в Старом Китае использовали вот такие незамысловатые приспособления
Вместо привычных нам боксерских мешков в Старом Китае использовали вот такие незамысловатые приспособления

Вот в качестве примера немного сочетания «цюань» и «гун» в практике одного широко известного сейчас стиля.

Дм. Моисеев, СПб