Как говорилось ранее, ушу опирается на «четыре основы»: «шоу»(手 shǒu), «янь» (眼 yǎn), «шэньфа» (身法 shēnfǎ), «бу» (步 bù), то есть на методы рук, глаз, действий корпусом, шагов.
И есть четыре основных раздела кулачного искусства – удары ногами, удары руками, техники связанные с захватами, броски.(踢 tī,打 dǎ, 拿 ná,摔 shuāi).
При этом можно условно выделить два аспекта тренировочного процесса:
- «Цюань» (拳 quán )- это разучивание и отработка базовой техники, формальных комплексов таолу, приемов, движений и так далее,
- «Гун» (功 gōng) - это набор вспомогательных методов. В этот раздел традиционно входят разнообразнейшие методы т.н. «внешней» и «внутренней» наработки, в том числе и пайдагун (укрепление тела).
И хотя для боя нам естественно необходим именно «цюань», но если вспомогательной наработки нет, то он по сути не работает и мы , увы, получаем современную «гимнастику ушу».
Эти две составляющие - неразрывные составляющие тренировочного процесса в ушу.
Об этом есть знаменитая поговорка ушу: «练拳不练功,到老一场空», означающая
«Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки - до старости останешься пустым местом»,
и получатся эффектные и красивые движения ( по китайски «花架子» huājiàzi - впечатляющие , но непрактичные движения). То есть как в другой не менее известной поговорке – «花拳绣腿,好看无用». Популярный на постсоветском пространстве поэтический перевод звучит так:
«Кулаки летают - словно цветы в танце порхают,
ноги бьют - словно вышивальные иглы снуют:
пpиемы кpасивые, но пpоку от них - никакого.»
Поэтому в Старом Китае , в традиционных школах боевых искусств, значительное время уделяли именно вспомогательным подготовкам самого различного плана.
Вот в качестве примера немного сочетания «цюань» и «гун» в практике одного широко известного сейчас стиля.
Дм. Моисеев, СПб