Найти в Дзене
Guitar Blog

Топ рок-гитаристов

Оглавление

Рок музыка зародилась примерно в 50-е годы в США и заняла прочное место по популярности среди других жанров музыки, как джаз, блюз, поп и др.

На популярность жанра во многом повлияли именно виртуозные исполнители. Своей игрой они заложили основу и внесли огромный вклад в развитие. А музыканты, которые обучались на этой основе и не боялись экспериментировать, развили жанр и создали новые стили исполнения.

Этот топ, основанный на мнении авторов Guitar Blog, расскажет о лучших рок-гитаристов всех времен.

Топ-лист не имеет "мест", все гитаристы здесь считаются равными в исполнении и вкладе в развитие музыки.

____________________

1 - "Учитель" Joe Satriani

Джозеф «Джо» Сатриани - американский гитарист-виртуоз. Учитель таких гитаристов, как Стив Вай, Кирк Хэммет, Алекс Сколник, Дэвид Брайсон, Чарли Хантер, Ларри ЛаЛондэ и многих других.

В конце 1993 года был приглашён в Deep Purple на замену ушедшего из группы во время гастролей Ричи Блэкмора, смог за короткий срок выучить большое количество материала и даже получить предложение остаться в группе. Но он отказался.

Ощущения двойственные. Фактически я заменил самого Блэкмора. Потом думаю: «Минуточку! Ричи Блэкмор незаменим!». Я видел лица слушателей, которые с трепетом смотрели на сцену, но понимал, что я — не один из Deep Purple. В репертуаре было несколько песен, которые лучше Блэкмора никому не сыграть. Потом мне дали послушать «живые» записи, и я понял, что некоторые «блэкморовские» партии радикально менялись от концерта к концерту. Он постоянно искал, как бы улучшить песню. И вот, уже будучи участником группы, я перенял эту эстафету. «Подгонка», главным образом, касалась нового материала, с которым мы гастролировали. Им понравилась моя игра, мне понравилось играть с ними. Команда просто фантастическая!

Мы прозвали его "учителем" за то, что многие его ученики стали знаменитыми гитаристами. А известность Joe Satrtiani получил благодаря своему лучшему ученику Steven Vai (Стив Вэй), который попал в поле зрения СМИ и часто упоминал своего учителя и друга - Joe Satriani. В этот момент Сатриани выпускает свой первый альбом Not Of This Earth, который быстро стал популярным благодаря той "рекламе".

В музыкальных кругах Сатриани получил прозвище "Святой Джо", причем не только за таланты – еще за то, что человек он исключительно дружелюбный, способный выручить в любую минуту (если в какой-то «звездной» группе вдруг заболел гитарист, сразу звонят Джо), никакой ревности и зависти к коллегам не испытывающий. Именно Святой Джо создал в 1996 году беспрецедентный долгоиграющий проект G3 – совместные концертные выступления самых именитых гитаристов современности. Участниками гитарного братства G3 побывали Стив Вай, Роберт Фрипп, Ингви Мальмстин, Джон Петруччи, Ульрих Рот, Майкл Шенкер и многие другие.

У Сатриани есть особенность: даже на самых скоростных участках сохраняется внятная, красивая мелодия. Нередко в его соло гитара звучит напевно, словно скрипка. Круша стандарты, Сатриани может предложить слушателям какую-нибудь легкую, даже попсовую тему, в другой композиции удариться в испанские стилизации, в третьей отдаться стихии босановы, а затем сыграть подобие оперной арии.

____________________

2 - "Человек в чёрном" Ritchie Blackmore

-2

Richard Hugh "Ritchie" Blackmore - британский гитарист и автор песен. Один из основателей хард-рок группы Deep Purple. Незаменимый исполнитель, виртуоз, который внёс огромный вклад в развитие рок музыки.

Это был такой красивый инструмент (о гитаре) и к нему было просто приятно прикасаться. Я хотел быть похожим на Томми Стила (звезда рок-н-ролла), который прыгал и играл. Я думал, это и есть жизнь. Это не имело ничего общего с людьми, которые пытались воспитывать меня или указывать мне, каким я должен расти. Моей мечтой было, что однажды они сказали бы: „Да, Ричард был ужасным учеником, но он прекрасно играет на гитаре“. Единственное, что у меня общего с панками, которые меня вовсе не волнуют, это то, что мне не нравилось моё детство, другие люди, и я терпеть не мог школу. Я ненавидел своих учителей.

Дом, в котором репетировали музыканты Deep Purple, имел дурную репутацию, и по мнению местных жителей был населен приведениями. С этими слухами связан один курьезный случай, произошедший с музыкантами. По ночам из коридора частенько доносились какие-то завывания и всхлипы, закрытые окна сами открывались, а однажды ночью Джон Лорд проснулся от того, что по его комнате ползло полено из камина. Полено доползло до двери и скрылось во тьме, а через несколько секунд за стеной упало с потолка старое лепное украшение. На следующее утро за завтраком музыканты с ужасом рассказывали друг другу о пережитой ночи. Только один Ричи Блэкмор улыбался...

Ричи получил прозвище "человек в чёрном" за то, очень любил использовать его в одежде для поддержания своего загадочного и сурового образа. Играл тяжелую музыку в группах, за что получил также прозвище "король хард-роковой электрогитары".

С середины 1990-х годов Ричи решил отойти от тяжёлой музыки в сторону окрашенного средневековыми и староанглийскими мотивами фолка, организовав проект Blackmore’s Night. Он очень любит слушать музыку времен барокко, в его доме полно кассет со средневековой музыкой. Не все прежние фанаты приняли этот шаг Ричарда, но он завоевал при этом немало новых поклонников и продемонстрировал многогранность своего таланта.

____________________

3 - "Черный Элвис" Jimi Hendrix

-3

Американский певец, композитор и гитарист-левша Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) широко признан как один из наиболее смелых и изобретательных виртуозов в истории рока. Еще при жизни его называли феноменом и гением. Говоря о новшествах Хендрикса, критики подчеркивают, что он расширил диапазон и словарь электрической гитары и изменил лицо рок-музыки.

Почти все биографы сходятся на том, что подлинную суперзвезду из Хендрикса сделал рок–фестиваль в Монтерее (США). После своего вошедшего в историю рок-музыки великолепного выступления на фестивале в 1967 году, во время исполнения финальной песни Джими облил свою гитару бензином, поднял над головой и поджег ее прямо на сцене, чем вызвал бурю восторга. Правда на этом его карьера чуть не закончилась: после этого трюка он с ожогами рук попал в больницу. Кстати, говорят, что изначально Хендрикс должен был сжечь свой любимый черный Fender Stratocaster, но в последний момент незаметно поменял любимый инструмент на более дешевый экземпляр. 18 июня 1967 года Хендрикс покидал сцену Монтерея уже в качестве живой легенды.

Первую строку из песни «Hey, Joe», начиная с 1967-го, использовали, как обращение к президенту США Линдону Джонсону, так как война во Вьетнаме слишком затянулась: «Hey Joe, a where you goin’ with that gun in your hand?», что переводится как «Эй, Джо, ты куда собрался с этой пушкой в руке?».

В песне Хендрикса «Purple Haze» есть такая строчка: «Excuse me while I kiss the sky» (пер. - Прости меня, пока я целую небеса). Очень часто слушатели понимали её совсем по-другому: «Excuse me while I kiss this guy» (пер. - Прости меня, когда я целую этого парня). Сам Хендрикс знал об этой ослышке и иногда после исполнения этой строчки целовал в щёку своего бас-гитариста.

Хендрикс умудрился за несколько лет создать своего рода революционный «словарь шума», в котором, благодаря манипуляциям с электрогитарой и настройками усилителей и эффектов, добился невероятных результатов в области искажения звука, а также подчинения сустейна и фидбэка собственным нуждам. Основой гитарного стиля Джими Хендрикса стал блюз, в котором блюзовые гаммы выступают в качестве инструментов визуального и звукового самовыражения, а также расширенные знания ритмики и высокая развитость музыкального слуха.

____________________

4 - "Мастер рычага вибрато" Jeff Beck

-4

Geoffrey Arnold Beck - британский гитарист-виртуоз и композитор. Семикратный обладатель «Грэмми». В начале своей карьеры игравший в рок-группе The Yardbirds, затем в 1967 году организовал собственный коллектив The Jeff Beck Group. После этого выступал сольно, а также сотрудничал с другими исполнителями в качестве приглашённого музыканта.

Творчество Бека оказало огромное влияние на такие стили рок-музыки как блюз-рок, хард-рок, фьюжн и другие. Время от времени, резко меняя направление своей музыкальной деятельности, Бек каждый раз достигал вершин на новом музыкальном пространстве. Быть может, его слава уступает славе его современников Эрика Клэптона и Джимми Пейджа, но спросите любого из мастеров рока, и он ответит вам, что очень многое перенял от Бека, который творил на электрогитаре совершенно невозможные вещи.

Во время игры Джефф Бек использовал весь гриф гитары, ударяя по струнам не медиатором, а пальцами левой руки, что позволяло добиваться невероятной скорости пассажей. Громкость звука Бок регулировал, поворачивая во время игры регуляторы громкости и тона свободной правой рукой, а также очень умело использовал рычаг вибрато.

По-настоящему исследовать возможности рычага вибрато гитаристы начали а середине 1960-х, и одним из первых стал Джимми Хендрикс (достаточно прослушать для этого запись его знаменито хита «The Star Spanglerd Banner») Однако истинным виртуозом использования рычага вибрато считается Джефф. Он был способен с помощью этого рычага сыграть целую мелодию и часто сочетал рычаг с подтяжкой струн пальцами, заставляя гитару петь «человеческим голосом».

____________________

5 - "Продюсер" Jimmy Page

-5

James Patrick Page - британский рок-музыкант, аранжировщик, композитор, музыкальный продюсер и гитарист-виртуоз, стоявший у истоков Led Zeppelin и до самого конца остававшийся музыкальным «мозгом» группы. До этого был известен как сессионный гитарист и участник The Yardbirds.

Пейдж и другие участники Led Zeppelin, собственными усилиями создали уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества. Практически каждый трек первых четырёх альбомов группы считается гитарной классикой. Постоянно экспериментируя со звуком, Пейдж-продюсер сделал в студии несколько открытий и использовал многие эффекты впервые в истории.

В The Yardbirds Микки Мост постоянно заставлял нас записывать совершенно ужасные вещи. Каждый раз говорил: «Да ладно, просто попробуйте: не понравится, не станем выпускать» — и, конечно же, эти записи всегда выпускались. (Смех.) И вот однажды записывали мы «Ten Little Indians», тупейшую песенку с ужасно аранжированной духовой секцией. Звучало всё отвратительно. Отчаявшись хоть как-то спасти запись, я предложил: «Переверните плёнку — и запишите эхо духовых инструментов на свободную дорожку. Затем переверните плёнку в прежнее положение — эхо будет опережать сигнал». Получилось интересно: возникло ощущение, что песня звучит задом наперёд.Позже, когда мы записывали «You Shook Me», я попросил звукоинженера Глина Джонса использовать опережающее эхо в конце. «Джимми, это сделать невозможно», — заявил он. «Возможно! Я это уже делал!», — говорю. Он заупрямился, и я просто приказал: мол, я тут продюсер, делай, что говорю. С величайшей неохотой он проделал все, что требовалось, но, когда мы заканчивали сведение, он стал отказываться поднять фейдер, чтобы я смог услышать результат. Пришлось накричать на него: «Поднимай сейчас же этот чёртов фейдер!» Эффект сработал идеально. На Глине лица не было. Он просто не мог смириться с тем, что кто-то знает нечто, чего он сам не знал, особенно если это кто-то из музыкантов. Надутый козёл!Самое интересное, после этого Глин записывал альбом 'Rolling Stones, и что же мы там услышали? Опережающее эхо! Не сомневаюсь в том, что все авторство этого эффекта он приписал себе.

Джимми Пейдж всегда носил с собой портативный кассетный магнитофон, на который записывал появлявшиеся идеи: именно благодаря привычке гитариста группы прослушивать старые риффы и формировать из них новые сочетания в репертуаре Led Zeppelin появились такие вещи, как «The Song Remains The Same» и «Stairway to Heaven».

____________________

6 - "Молчаливый битл" George Harrison

-6

George Harrison -  британский рок-музыкант, певец, композитор, писатель, продюсер, ситарист и гитарист, получивший наибольшую известность как соло-гитарист The Beatles. В 1971 году Харрисон стал первой рок-звездой, организовавшей крупный благотворительный концерт — «Концерт для Бангладеш».

В ранний период The Beatles Харрисона вовсе не считали виртуозным гитаристом. Некоторые гитарные исполнения Харрисона были записаны под руководством Маккартни и продюсера Джорджа Мартина, позже признававшегося в «несколько жестоком» отношении к музыканту. Однако, к концу 1960-х годов Харрисон получил признание как умелый и очень талантливый соло- и ритм-гитарист.

Харрисон также получил известность как кинопродюсер: в 1978 году он основал кинокомпанию HandMade Films, которая выпустила такие известные фильмы, как «Житие Брайана по Монти Пайтону», «Бандиты времени», «Уитнэйл и я» и «Карты, деньги, два ствола». В своей работе как кинопродюсер Харрисон сотрудничал с такими артистами, как Мадонна и членами британской комик-группы «Монти Пайтон».

В 1965 году The Beatles были награждены Орденом Британской Империи, — это было первым значительным признанием заслуг Харрисона и других битлов. Официальная церемония состоялась 26 октября в Букингемском дворце в присутствии королевы Великобритании Елизаветы II. Харрисон стал самым молодым музыкантом в истории, получившим этот орден. Другой наградой Харрисона с The Beatles был «Оскар», который битлы получили в 1970 году за «лучшую звуковую дорожку» к фильму «Пусть будет так».

Из всех участников The Beatles Джордж Харрисон наиболее рьяно оберегал то, что в английском именуется словом privacy, т.е. свою частную жизнь. Ее Харрисон был готов оградить слоем наипрочнейшей брони. Скупой на интервью, он не любил разоблачаться прилюдно, оттого и окрестили его в журналистской среде "молчаливым битлом"…

На приеме в 1988 по случаю включения The Beatles в "Зал славы рок-н-ролла" Харрисон произносит: "Мне-то и сказать особенно нечего, потому как я — "молчаливый битл".

____________________

7 - "Вокалист" Mark Knopfler

-7

Mark Freuder Knopfler - британский рок-музыкант, певец, гитарист-левша и композитор, один из сооснователей группы Dire Straits.

Его вокал лучше всего описывается немецким термином Sprechgesang - не совсем пение, но и не разговор. А гитару он использует так, как будто она является его вторым «голосом».

Наибольшую популярность приобрёл в качестве автора песен, соло-гитариста и вокалиста группы Dire Straits. До настоящего времени занимался сольной карьерой, а также выступал с другими проектами (например The Notting Hillbillies). Работал с множеством артистов, включая Боба Дилана, Эрика Клэптона, Стинга, Эммилу Харрис, Чета Аткинса (альбом Neck & Neck является самой крупной их совместной работой). Продюсировал альбомы очень многих музыкантов, среди которых Тина Тёрнер, Крис Ри, Боб Дилан. Написал музыку к таким фильмам, как «Местный герой», «Принцесса-невеста», «Дневник террориста», «Метролэнд», «Последний поворот на Бруклин» и «Плутовство».

Нопфлер - один из лучших гитаристов, предпочитающих пальцевую технику звукоизвлечения. Марк Нопфлер левша, но играет на «праворучной» гитаре пальцами (используя собственный вариант звукоизвлечения). Его стиль подразумевает отсутствие медиатора при игре как на акустических, так и на электрогитарах.

В интервью французскому телевидению Марк рассказал, что использует медиатор при записи в студии и для работы над ритмическими партиями.

Звук гитар Нопфлера менялся от чистого в ранние годы к «роковому» перегруженному звуку, а затем к мягкому, тёплому звуку в сольных проектах.

____________________

8 - "Экзотический" Steven Vai

-8

Steven Siro Vai - американский гитарист-виртуоз, также известен как композитор, вокалист, продюсер, актёр. Ученик Joe Satriani.

Начал свою карьеру в качестве гитариста и интерпретатора у Фрэнка Заппы, с которым записывался и гастролировал начиная с 1980 года. Ведёт самостоятельную карьеру как солирующий гитарист. Выпустил 9 сольных альбомов общим тиражом более 15 млн экземпляров, трижды лауреат Грэмми. Помимо работы с Заппой сотрудничал и гастролировал с такими коллективами и музыкантами как Alcatrazz, Whitesnake, Дэвидом Ли Ротом, был постоянным участником концертных туров проекта G3. В 1999 году основал собственный лейбл Favored Nations, ориентированный на запись виртуозных исполнителей.

Вай широко признан как гитарный виртуоз, среди лучших работ отмечается баллада «For the Love of God» из альбома Passion and Warfare.

Из-за технической сложности, использования нестандартных звукорядов, сложных гармоний, частых смен темпа, ритма и размера, партии Вая зачастую крайне трудны для воспроизведения другими музыкантами. Он часто использует экзотические гитары, играет на гитарах с двумя и тремя грифами и считается первым, кто использовал семиструнную гитару в рок-контексте.

____________________

9 - "Астрофизик" Brian May

-9

Brian Harold May - британский рок-музыкант, гитарист группы Queen, автор многих хитов группы. Командор Ордена Британской империи (CBE), учёный-астрофизик. Основатель фонда в защиту животных «Save me».

Мэй окончил школу Хэмптон-скул (англ. Hampton School) и престижный факультет физики и математики лондонского Имперского колледжа. Брайан уже в основном подготовил диссертацию на соискание степени доктора философии по астрономическимисследованиям в инфракрасном диапазоне и имел две научных публикации по астрономии: в журнале Nature и ежемесячном вестнике Королевского астрономического общества, когда успех Queen заставил его прервать научную карьеру.

На гитаре играет шестипенсовой монеткой, которая вышла из обращения в начале 70-х годов, однако в 1993 Королевский Монетный Двор выпустил небольшую партию таких монет, чтобы он продолжал использовать их в качестве медиатора.

____________________

10 - "Победитель" Guthrie Govan

-10

Guthrie Robert Govan - британский гитарист-виртуоз и преподаватель, известен по работам в группах The Aristocrats, Asia, GPS, The Young Punx, The Fellowship (англ.). В 1993 году выиграл конкурс «Гитарист года» журнала Guitarist.

Гатри Гован широко известен как выдающийся виртуозный гитарист. Гатри Гован впервые взял инструмент в руки в 3 года, вдохновившись своим отцом, и с тех пор не оставлял занятий гитарой. Учился играть преимущественно сам, на слух. Отец показал ему ряд аккордов и свою обширную коллекцию записей. Гатри слушал Литл Ричарда и Джерри Ли Льюиса, затем Beatles, Frank Zappa, Джими Хендрикса, AC/DC подбирая аккорды и соло на слух по записям.

Гатри является участником нескольких коллективов, преподает в Гилфордской Академии Современной Музыки и Брайтонском Институте Современной Музыки. В 2006 году Гатри выпустил успешный инструментальный альбом "Erotic Cakes", для многих являющийся эталоном гитарной музыки и ярким представителем выдающегося мастерства владения гитарой.

В 2016 году Гатри принял участие в легендарном туре G3 в рамках которого выступал на одной сцене с Джо Сатриани и Стивом Ваем. Мероприятие ежегодно объединяет самых сильных гитаристов мира, показывая высший пилотаж гитарного мастерства.

Техника исполнения и интеллект музыканта поражают своей гибкостью и разнообразием. Гатри регулярно путешествует по всему миру с мастер-классами, собирая вокруг себя поклонников в позитивной атмосфере. Музыкант владеет огромным количеством разнообразных технических приемов и нюансов исполнения, позволяющим ему играть практически в любом стиле музыки.

____________________

Благодарим за внимание!
Если понравилась статья, оцените её на нашем Telegram-канале Guitar Blog (@first_chord) и поделитесь с друзьями!