И снова вернемся к тракторам по-военному. ИМР-1, она же объект 616 - могучая машина, предназначена для прокладки колонных путей в любой местности. Разработана в омском КБ Транспортного машиностроения и принята на вооружение в далеком 1969 году.
Бульдозерное оборудование и телескопическая стрела установлены на шасси танка Т-55. Изготавливалась на Новокраматорском машиностроительном заводе.
Бульдозерный отвал имеет три режива работы - двухотвальное (или по простому, бабочка), грейдерное и бульдозерное. Ширина захвата при этом варируется от 3,4 до 4,15 м в зависимости от угла поворота отвала.
Телескопическая стрела имеет длину 8,8 м и грузоподъемность 2 т. В качестве дополнительного рабочего органа на ИМР имеется скребок-рыхлитель, который в транспортном положении уложен на верхнем броневом листе, сзади башни оператора, для выполнения рабочих операций он берется захватом силового манипулятора и с помощью его могут устраиваться въезды на противоположные берега оврагов или производится рыхление прочных или мерзлых грунтов. Скорость проделывания проходов от 160 до 300 метров в час.
ИМР, помимо своих основных обязанностей по разбору завалов до по и после боевых действий в локальных конфликтах, применяются МЧС для расчистки завалов после стихийных бедствий, или для быстрой расчистки дорог от снега, когда в суровые метели сотни км автодорог становятся непроезжими и тысячи автомобилей застревают в сугробах и на морозе.
Особую роль сыграли инженерные машины ИМР-1 и 2 при расчистке завалов на Чернобыльской АЭС. Изначально машины имели противоатомную защиты и оказались незаменимы с первых дней аварии.
В настоящее время выпускается ИМР-з на базе танка Т-90.