Из года в год большинство автомобилистов и не только сталкиваются с проблемой оформления полиса ОСАГО. Расскажу на собственном примере, как я пытался преодолеть барьеры и оформить онлайн.
Думаю, что многие сталкивались при оформление в офисе: «Нет нужных бланков», «Не ясными ценами на оформление» и словами «Только с полной страховкой». Но вот если вы застрахуете жизнь, другие дополнительные услуги, то бланки волшебным образом появляются и все оформляется. Кто-то пытается оформить через знакомых, кто-то с помощью жалоб и даже через суд, но таких малый процент.
За прошедший 2017 год я оформил 5 полисов и за 2018 еще два. Конечно, оформить можно онлайн, но эту возможность страховщики постарались усложнить или парой даже превратить в непреодолённый барьер.
Отступлюсь и сразу напишу, что оформляли разные автомобили, как отечественных, так и иностранных, от ~1980 г.в. до ~ 2012 г.в.
Первый опыт был самый долгий и проблематичный, началось все с регистрации, при возможности зайти под ЕСИА Госуслуги, согласился с условия пользования и при заходе в личный кабинет (далее ЛК) система требует внести все данные, которые присутствуют в госуслугах с подтверждением номера телефона, электронной почты и паспорта. После ввода данных задался вопросом: «Зачем вообще тут ЕСИА, если же вношу вручную данные, что и при обычной регистрации». Далее как начал вносить данные автомобиля, водительского удостоверения и прочих документов для возможности расчета стоимости полиса с меня требовали сканированные оригиналы документов, после того, как от сканировал документ начал прикреплять и тут возникла вторая неприятная ситуация, проверка документов проходила через систему Российский Союз Автостраховщиков (РСА). И эти самые документы проходили проверку от 3 до 6 часов! Но думаю ладно, проверили, теперь то все хорошо будет… после проверки и продолжения этапов оформления пошла загрузка для проверки и расчета точной стоимости, далее потребовалось перейти на следующую страницу, где портал компании предупредил, что произошла ошибка, расчет и оплата не возможна мы Вас переадресуем через систему РСА на другую компанию, где выбор для продолжения оформления «Согласен» и все. После перенаправления, вносил снова все данные документов и сканы, но тут благо проверка заняла всего пару часов, далее произошел расчет и оплата онлайн банковской картой. Разумеется после всего этого оплатил и получил документ в электронном варианте. Но тут есть одно но, на компанию которую меня переадресовали находиться более 300 км от меня! Без выбора.
Второй опыт уже был более мягок, в этот раз уже я не использовал ЕСИА и проходил регистрацию и пытался оформить в нужной компании. Но результат получился почти такой же. Документы прошли проверку в течении 30 минут, оформлении более простое, но в финале оформить не предоставляется возможным и снова переадресация на компанию, которая только находиться в столице. Отказались, попытались оформить через несколько дней и через другую компанию, и все равно переадресация на одну и ту же компанию. Куда деваться то, оформляем, повторная процедура внесения данных, затем оплата и получаем полис.
Третий опыт вообще порадовал, нашел крупную компанию, которая находиться рядом и всегда можно физически к ней подъехать. Оформление прошло без проблем, быстро, на все потратил 15 минут! Обратил внимание, что цена везде одинаковая в любой компании.
Четвертый опыт проходил не совсем полностью мной, но расскажу что в итоге вышло. Внесение данных и проверка документов прошла быстро, но вот последний этап при сохранения и оплаты возникла проблема. Нужно ввести код, присланный из СМС. Набор символов некоторых сообщений таков, что только опытные смогут его ввести, причем за ограниченное время. Далее ввод «капчи» (символы с картинки), тут была капча тяжелая и не ясная (символы не ясные и все перечеркнуты), так что пройти ее крайне проблематично, но возможно думаю. Ради интереса направили запросы, в техподдержку и в ЦБРФ.
Ответ техподдержки пришел таков: «Требование при вводе пароля является защитой, мы должны убедиться, что оформление полиса не производиться роботом. В целях предоставления несанкционированного доступа к данным Личного кабинета страхователя и их использования в целях несанкционированного заключения договора с использованием автоматических информационных систем, на этапе сохранения заявления необходимо подтвердить, что оформление полиса производиться не роботом. Признаком неработоспособности сайта не выявлено, все работает корректно».
От Центробанка: «В настоящее время законодательством не регламентированы требованию по составу символов в коде доступа. Таким образом, клиенту направляется код, который обеспечивает максимальную защиту передаваемой информации. Вами были введены не верные символы, подтвердить достоверность указанных в заявлении Вы не смогли».
Вывод таков: придумали, а не доработали. А ведь страдают конечные потребители.
Пятый опыт был самый простой и быстрый. Оформлял уже через проверенную компанию от одного того же лица, оформили очень быстро, на все про все ушло 10 минут, включая оплату. Но следует учесть, что этот человек через ЛК оформлял уже третий полис.
После многих бесед и разговоров с автовладельцами, вывел итог. Часть уставших от непомерной жадности автостраховщиков, оформляют где проще , либо вовсе не оформляют ОСАГО или же покупают поддельный полис. Последний вариант более становиться распатроненным, так как при проверке документов сотрудники автоинспекции, как правило, никогда не проверяют подлинность полиса по базе данных, а довольствуются лишь визуальным осмотром бланка. Естественно, что при аварии подделка выявляется, но многие рассуждают так: авария еще не факт что будет, а деньги за настоящий полис нужно отдавать уже сейчас. Да и не факт, что она вообще будет.
По данным РСА, еще в 2015 году доля поддельных полисов в целом по стране составляла 2%. С тех пор их количество только росло. А значит, растет и вероятность встретиться на дороге с обладателем фальшивки. Картина складывается отнюдь не радостная. Те, кто строит бизнес в сфере страхования – ведут свою игру, а кто должен контролировать страховщиков – делают это из рук вон плохо. И теперь на дорогах нередки ситуации, когда вместо цивилизованного составление евро протокола для страховой компании автолюбители кричат друг на друга, лишь бы не вызывать инспекторов.
Есть и положительные моменты: на это требуется меньше траты времени, финансов и более прозрачность системы. Надеюсь на более отлаженную и прозрачную систему в будущем, а так же возможность экономии при продлении полисов ну и скидки при отсутствии ДТП.
Рекомендую посетить портал РСА в нем есть много полезной информации, включая новости, информационные буклеты и проверка документов.
Спасибо за прочтение! Понравилось, ставите лайк!