Такой бизнес, как аптека, всегда актуальный и рентабельный. Однако, как утверждают эксперты, это достаточно сложная область предпринимательства. Нужно учитывать много факторов и уметь быстро ориентироваться в ситуации, постоянно держать руку на пульсе не только отечественной фармацевтической промышленности, а и зарубежной.
Работающие в области не один год бизнесмены советуют перед открытием собственного дела набраться опыта. Более того, стаж работы в аптеке является официальным законодательным требованием Российской Федерации. Он позволит почувствовать все нюансы аптечного дела изнутри и понять основы данного механизма. Также существенно поможет образование фармацевта. Понимание производства и принципов действия медикаментов является значительным подспорьем в таком бизнесе. И без фармацевтического образования будет очень сложно организовать закупки грамотно или придется платить за услуги консультанта.
Еще следует заметить, что открытие аптеки – процесс не из дешевых. Для него требуется внушительная сумма денег. На вопрос «Сколько стоит запуск бизнеса?» большинством опытных в этой сфере специалистов называется объем стартового капитала порядка 50-53 тысяч долларов. Даже по франшизе эта сумма снизится несущественно.
Также перед тем, как начинать запуск собственного дела, следует иметь четкий план и стратегию. Для этого понадобится глубокий анализ рынка. Здесь помогут компании, профессионально занимающиеся аналитическими исследованиями в сфере маркетинга, что повлечет дополнительные немалые траты.
Читайте также: Как без фармацевтического образования открыть аптеку
Как только будущий предприниматель учтет все приведенные выше факторы и убедится, что все необходимое находится в наличие, можно приступать к запуску своего дела в аптечном бизнесе.
Как открыть аптеку с нуля: пошаговая инструкция
Прежде всего, на основе полученного опыта и аналитических данных следует определиться с формой будущего предприятия. Закон предусматривает пять разновидностей аптечных предприятий. В перечень входят:
- Производственная. В такой аптеке предусматривается, помимо реализации, изготовление медикаментов по рецептам.
- Производственная, имеющая право на изготовление асептических препаратов.
- Аптека готовых форм лекарственных препаратов.
- Магазин.
- Аптечный пункт.
Первые два типа в налоговых структурах подлежат регистрации под категорией 24.42.1 ОКВЭД. Она предусматривает ведение деятельности по изготовлению медикаментов. Для оставшихся трех подойдут следующие категории:
- 3 – розничная реализация лекарственных медикаментов и медтоваров, а также косметических средств;
- 31 – розничная реализация лекарственных медикаментов;
- 32 – розничная реализация медтоваров, а также ортопедического инвентаря;
- 33 – розничная реализация косметических и парфюмерных средств.
Основным различием между такими категориями, как аптечный магазин и, собственно, аптека, является то, что последняя обладает большими полномочиями и перечнем функций. Например, отпускать лекарства по врачебным рецептам право может только аптека. Профессионалы советуют, прежде всего, открыть именно такой тип заведения, а после преступать к расширению сети аптечными магазинами. Без основной аптеки такие мелкие торговые точки не имеют смысла.
Аренда
Очень важно правильно выбрать помещение. В первую очередь это касается расположения. Этот пункт напрямую зависит от уровня, на который метит бизнесмен. Если он намерен открыть заведение высокого класса с широким ассортиментом и персоналом, консультирующим посетителей, тогда придется искать соответствующее помещение в центральных районах. Если деятельность начинается с небольшой аптеки с основными типами лекарств, нужен спальный район в месте с хорошим пассажиропотоком, например, в подследственной близости с транспортной развязкой. Само помещение должно включать:
- производственные площади (прием товара, торговый зал, склад). Всего потребуется минимум 65 кв. м;
- помещение директора и бухгалтера;
- комнаты персонала;
- архив;
- подсобки;
- гардеробная с личными шкафчиками.
Читайте также: Как в России открыть турагентство
По данным характеристикам будет несложно выбрать подходящую площадь. При отделке и ремонте руководствоваться необходимо гигиеническим сертификатом, в котором прописаны требования к аптечным помещениям.
Персонал
Помимо советов опытных предпринимателей, стоит также привести и обязательные требования, выдвигаемые начинающему бизнесмену. Прежде всего, стоит означить характеристики для персонала и руководителя. Федеральный закон предусматривает такие условия:
- для руководителя предприятия обязательным условием является наличие диплома о высшем образовании. Допускается либо образование фармацевта, либо провизора;
- руководитель обязан иметь стаж работы в сфере аптечного бизнеса. Так, для фармацевта он составляет 5 полных лет, провизору понадобятся всего 3 года;
- сотрудники, имеющие прямой доступ к работе с медикаментами, обязаны соблюдать указанные выше нормы. Также раз в пять лет от них требуется проходить переквалификацию.
Инстанции, регулярно проводящие ревизию таких предприятий, в обязательном порядке проверяют факт соблюдения данных условий. Потому ими нельзя пренебрегать.
Документы, необходимые для получения лицензии
После подтверждения регистрации юридического лица в структуре налоговых органов и получения всей соответствующей документации, еще предстоит оформить разрешение на осуществление такой деятельности, как аптечное дело. Для этого в СЭС нужно отнести следующий пакет документов:
- Прошение о предоставлении разрешения, написанное по образцу.
- Оригинал и ксерокопию паспорта. Если подает документы представитель, потребуется нотариально заверенная доверенность.
- ИНН владельца юрлица.
- Оригинал и ксерокопия подтверждения регистрации юрлица.
- ЕГРН-выписка.
- Документы на помещение (право собственности либо арендный договор).
- БТИ-план.
- Производственный план контроля.
- Медкнижки сотрудников с перечнем всех требуемых прививок.
- Температурные данные по помещениям.
- Экспликацию.
- Перечень договоров (стирка формы, дезинфекцию, переработку люминесцентных ламп, медосмотр работников).
Далее потребуется разрешение пожарной охраны, перед тем как открыть аптеку. Для этого понадобится обращение в местное ее управление. Следует поинтересоваться о перечне необходимых документов. В каждом регионе такой список может отличаться. Также нам необходима лицензия. Документы для нее:
- Прошение на лицензию.
- Справка о регистрации юрлица, ее копия.
- Квитанция об оплате сбора за лицензию.
- Сертификат(ы) руководителя-специалиста.
- Документы на помещение.
- Документы, подтверждающие образование сотрудников.
- Их трудовые. Оригиналы с заверенными копиями.
- Разрешение на использование оборудования.
- Разрешения от СЭС и Пожарной охраны.
- Характеристика, а также план-схема объекта, на который запрашивается лицензия.
Читайте также: Бизнес-план по открытию тренажерного зала
После получения данной бумаги можно законно начинать деятельность и приступать к первой закупке. Это и есть алгоритм того, как открыть аптеку. Достаточно соблюсти все условия, и можно стать предпринимателем.