Разработанные еще в 70-х годах прошлого века стратегии и техники сделали НЛП универсальным для воздействия на сознание человека. Детская психика наиболее восприимчива к различным воздействиям.
Как с помощью НЛП можно улучшить качество общения с ребенком? Используя нескольких простых трюков и правильно подобранных слов родители могут изменить в лучшую сторону качество общения с детьми и повлиять на их поведение. Вот несколько простых шагов, которые, могут сделать более эффективным общения с детьми.
Никогда не говори НЕ
"НЕ переходи дорогу на красный свет! НЕ ходи раздетым! НЕ говори с набитым ртом! НЕ упади! Не подскользнись! НЕ разбей!" - это прямая и явная команда для психики ребенка сделать то, что надо НЕ делать .
Сюда же можно отнести и реплики вроде "Не оставляй свою комнату в беспорядке", "Тебе обязательно везде оставлять свою обувь?" или "Сколько раз я говорила тебе погулять с сестрой?" .
Такие фразы вредны при общении с детьми. Если родители используют негативные предложения (предложения с отрицанием), ребенок с трудом понимает, что от него хотят на самом деле.
Замените негативные фразы на позитивные: вместо того, чтобы говорить ребенку, что ему НЕ делать, скажите ему что НАДО ДЕЛАТЬ.
Например, "Будь внимателен", "Переходи дорогу только на зеленый", "Сначала прожуй, а потом говори", "Беги помедленней" и т.п.
Такое построение предложений и просьб поможет ребенку сосредоточить внимание на том, что ему надо сделать и что от него ждут, вместо негативного контекста. Дети очень отзывчивы, если видят, что им не ставят препятствий, а поддерживают их.
Создайте выбор там, где его нет
Часто просьбы и требования родителя сделать что-то натыкается на сопротивление ребенка. Чаще всего это происходит в период возрастных кризисов. В этот период ребенок начинает пытаться доказать свою особенность и самостоятельность. В такой ситуации можно сформулировать вашу просьбу иначе, например:
Вместо "Надевай эту майку и штанишки" лучше сказать "Какую майку ты сейчас наденешь: красную или синюю?", "Что ты наденешь сначала: штаны или майку?" Если ваш ребенок не хочет есть овощи, можно сказать : "Ты бы хотел сначала съесть брокколи или морковку?"
Такое строение предложений заранее готовит ребенка к тому, что он должен одеться, и исключает возможность ситуации, когда он отказывается это делать.
Сделайте отказ невозможным
Этот метод заключается в том, чтобы говорить о наступлении события, для которого необходимо совершение определённого (необходимого вам) действия.
Например, если ваш ребенок не хочет есть овощи, вы можете сказать: "После того как съешь овощи, мы сможем поесть сладкое" .
Если не хочет делать домашнее задание, можно сказать : "После того как сделаешь домашнее задание можно пойти покататься на роликах?"
Можно использовать слово "когда" . При правильном использовании этого слова в разговоре с ребенком вы тонко намекнете на то, что его задание должно быть выполнено. : "Когда ты уберешь свою комнату, мы пообедаем", "Когда ты закончишь задание по математике, мы можем пойти в парк" или "Когда ты наденешь форму, мы позавтракаем".
Для детей постарше (и для взрослых) можно использовать более сложно построенное предложение, где неизбежность совершения действия задается не напрямую, а "обходными путями".
Например, в случае с домашним заданием можно сказать : "Ты хочешь сверить ответы с Сашей или Ваней?" или "Покажешь мне ответы или так отдашь учителю?"
Объединяйтесь с ребенком для какого-либо действия.
Если подчеркивать словами связь с ребенком, это поможет ему легче воспринимать ваши слова. Ставить себя на место ребенка и использовать такие фразы как: "Нам с тобой придется постараться, чтоб это сделать" или "Ты, как и я, понимаешь, что делать уроки за убранным столом намного проще".
Такое объединение поможет улучшить отношения с ребенком, если он переживает кризис.
Говорите "спасибо" до выполнения просьбы
Мы часто благодарим людей уже после того, как они что-то для нас сделали. Благодарность "до" лучше работает, особенно с детьми, ведь они в глубине души хотят угодить родителям. В следующий раз, когда вы попросите ребенка помыть руки, сесть за стол или выключить телевизор, прибавьте к этому "спасибо". Это не позволит вашему чаду проигнорировать просьбу. Раз его уже поблагодарили, он чувствует себя обязанным исполнить задачу.
Всегда объясняйте причины и последствия своих требований.
Часто мы просим чадо сделать что-либо, не объясняя, зачем и кому это нужно. Если объяснить, почему мы просим его сделать что-то, вероятность выполнения этого повысится. Если ребенок громко включил музыку, попробуйте сказать: "Давай сделаем звук потише, потому что мы должны решить, чем будем заниматься дальше. Так будет легче придумать что-то интересное".
Если вам нужна помощь, чтобы занести покупки в дом, может быть эффективной фраза: "Можешь ли ты помочь мне выгрузить покупки из машины? Там слишком много сумок, и я не справлюсь сама".
Помогите вашему ребенку перестать сомневаться
От детей часто можно услышать слово "не могу". Для того чтобы избавить своего ребенка от неуверенности в своих силах, необходимо дать ему понять, что его "не могу" не есть что-то неизменное. Что все меняется: и сам ребенок, и ситуация в которой он находится меняется. Ребенок постоянно растет, и его способности развиваются вместе с ним. Когда он говорит о том, что ему не дается математика, следует ответить: "Ты просто еще не нашел решения этой конкретной задачи". Также можно ответить: "Ты справился с заданием на умножение, но просто пока не понял, как решать неравенства".
Идея в том, чтобы переключить внимание с того, что ребенок не может, на то, что ему удалось. Откройте для вашего ребенка больше возможностей и помогите ему посмотреть на сложную ситуацию с нескольких точек зрения. Этим вы сделаете его и вашу жизнь намного легче.
Многие из вышеперечисленных советов требуют от родителей изменить самих себя, что очень сложно для взрослого состоявшегося человека. Когда Вы попытаетесь следовать советам, Вы можете столкнуться с трудностями в отношении своих собственных реакций. Очень сложно сразу сообразить что в случае чего нужно кричать ребенку "Берегись", а не "НЕ упади". Справиться с данной проблемой вам поможет Оперантное научение, или говоря проще "метод кнута и пряника" .