Я вижу в этом перст судьбы - в том, что эта книга прочитана мной только сейчас. Как-то так получилось, что я перескочила ее - после "Маятника" и "Острова" пошли сразу более поздние книги, и Баудолино затерялся, забылся среди них.
И вот сейчас я, наконец, восполнила этот пробел - и была невероятно счастлива снова прикоснуться к тому Эко, которого так люблю. К сожалению, его последние романы не могли сравниться с величием "Имени Розы" или "Маятника Фуко". Баудолино тоже, пожалуй, стоит после них в ряду - но стоит сразу после, а не спустя десятки ступеней.
Я снова испытала то невероятное погружение в историческую среду. Так умел только Эко. Изобилие деталей у него никогда не мешало сюжету - и вместе с тем никогда не терялось. Ничего не писалось впопыхах, ничего не было лишним или избыточным. Он умел воссоздать достоверность, казалось, бы несколькими росчерками, делая это небрежно и с полным знанием материала.
Герой книги, собственно сам Баудолино - лжец. На самом деле уже в "Маятнике" была эта тема, но сейчас Эко развил ее до абсурда, до крайности - становится ли ложь изреченная правдой, если в нее верят люди? Если мы сами в нее верим? Если верит тот, кто говорит ее? Эти и еще многие вопросы автор обращает к читателю, то заставляя усомниться в достоверности повествования, то снова предъявляя доказательства их подлинности.
Сомневается, что характерно, даже сам главный герой.
Я, конечно, рекомендую эту книгу в основном тем, кто уже полюбил книги Эко. Его ранние книги. Она не тонкая и она не простая. В ней не будет стремительных погонь и напряженных расследований. Не будет саспенса, если хотите - хотя загадка все-таки будет. Мне лично было читать интересно еще и потому (как и в случае с Маятником), что ключевой символ, вокруг которого все вертится, мне знаком - я читала книги на эту тему и знаю, о чем идет речь. Незнающему читателю может быть труднее - а, может быть, наоборот, побудит его глубже изучить вопрос.
В целом, это Эко. Настоящий, без обмана. Лично для меня это признак высшей пробы.