Найти тему
ScandiNews

RIDDARHUSET — РЫЦАРСКИЙ ДОМ

ЭТО ЭЛЕГАНТНОЕ ЗДАНИЕ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ НЕ ТОЛЬКО В СТОКГОЛЬМЕ, НО И ВО ВСЕЙ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ.

В ЕГО ПОСТРОЙКЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ЧЕТЫРЕ АРХИТЕКТОРА ТРЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, А СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОДОЛЖАЛОСЬ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ – С 1641 ДО 1674 ГОДА!

К середине ХVII века дворянство в Швеции, одно из правящих сословий, стало нуждаться в представительном и вместительном здании для своих собраний и празднеств. Это было время великодержавия Швеции – эпоха ее наибольшего могущества и расцвета.

И было решено построить дворец, отвечающий новому положению страны и претензиям разбогатевшего в ходе Тридцатилетней войны дворянства.

Автором первоначального проекта стал французский архитектор Симон де ла Вале. По его проекту здание представляло собой трехэтажный величественный дворец в стиле французского возрождения с элементами голландского барокко.

До переезда в Швецию де Вале несколько лет работал в Голландии, где в моде были дома богатых капитанов знаменитой Ост-Индской компании. Они обычно строились из кирпича и отделывались серым камнем.

И здание Riddarhuset построено практически из тех же материалов – красный кирпич стен, из серо-белого камня плоские колонны-пилястры, наличники окон и обрамления углов. Но вскоре после начала строительства, в 1642 году, де Вале был убит.

При его жизни успели только заложить фундамент, но затем несколько лет строительство не велось (шла война с Данией).

В 1647 году был приглашен немецкий строитель и каменотес Генрих Вильгельм. Вероятно, вначале предполагалось, что он воплотит только замысел де Вале по отделке здания, но вскоре Вильгельм возглавил все строительство. При нем были возведены стены с пилястрами и в 1650 году в еще не законченном здании собрались представители дворянства перед коронацией королевы Кристины.

После смерти Генриха Вильгельма в 1652 году был приглашен известный голландский архитектор Юстус Винкбонс.

Именно он завершил оформление здания в стиле голландского классицизма и барокко – пилястры получили коринфские капители, а стены были украшены цветочными и фруктовыми гирляндами (которые затем копировались на многих зданиях Старого города). На них изображены как типичные для Швеции яблоки, груши, сливы, так и весьма экзотические артишоки, дыни и виноград. Цветочные гирлянды составлены из тюльпанов, роз и цветов подсолнечника. Всего насчитываются 28 орнаментов восьми различных видов в отделке Рыцарского дома.

Но через три года руководства строительством Винкбонс впал в немилость у членов Совета Рыцарского дома и вынужден был вернуться в Голландию. Следующим архитектором был выбран Жан де ла Валле, сын первого архитектора, Симона де ла Валле.

Именно он завершил постройку и оформление здания. Он предложил заменить ряд прямоугольных окон под крышей, придававших излишне строгий вид зданию, на круглые, обрамленные гирляндами из лавровых листьев.

Именно благодаря Жану де ла Валле Рыцарский дом получил характерную выпуклую барочную крышу, ставшую впоследствии очень популярной в дворянских усадьбах по всей Швеции. А само здание благодаря этой крыше современники сравнивали с драгоценной шкатулкой с изящно гравированной крышкой.

На крыше установлены аллегорические фигуры, иллюстрирующие латинские надписи, идущие вдоль всех фасадов.

Надо сказать, что во времена барокко аллегории и символические выражения были очень популярны. И люди, жившие в ту эпоху, понимали их «язык» гораздо лучше, чем мы понимаем сейчас.

Первоначально фигуры были отлиты из свинца, сейчас они заменены каменными копиями. Позолота – из настоящего листового золота. Надпись на главном, длинном фасаде здания, выходящем на площадь Riddarhustorget, гласит: «Через размышления и мудрость, через мужество и победы следовать опыту предков».

Фигуры на крыше иллюстрируют эту фразу. Женская фигура в центре, над фронтоном, олицетворяет дворянство. В правой руке она держит копье, а в левой изображение богини мудрости Минервы.

По сторонам от нее скульптуры, олицетворяющие Усердие (с книгой, лампой и ручкой для письма в руках и петухом у ног) и Храбрость (с лавровым венком и мечом). На другой длинной стороне слова: «Разум есть священная защита, которая не изменит, не рухнет. Дорога к славе идет через труд. Мужество граждан есть лучшая поддержка государству».

Здесь мужская фигура с лавровым венком на голове, в античной тоге, с рыцарской цепью на груди, с копьем в руке, также олицетворяет дворянство. С одной стороны стоит женская фигура с двумя ликами – Мудрость, с другой – Сила в образе Геркулеса с накинутой львиной шкурой.

Эти две фигуры символизируют добродетели дворянства. На короткой стороне, обращенной к острову Riddarholmen, начертано: «Без божьей помощи не достичь успеха». Иллюстрацией служит женская фигура с крестом и библией, олицетворяющая христианскую веру. На другой короткой стороне – «Радостно и почетно умереть за Родину».

-2

Фигура молодого воина с позолоченным мечом иллюстрирует эту фразу. Даже оформление дымовых труб здания имеет символическое значение!

Две центральных оформлены в виде древнегреческих жертвенников, а остальные четыре по углам крыши украшены военной символикой и увенчаны взрывающимися пушечными ядрами. Первоначально фигуры были отлиты из свинца, позднее они были заменены копиями из песчаника. Позолота выполнена из листового золота. Над входом на фоне военных доспехов в овальном медальоне надпись по-латыни: «На службе культуре и военному искусству».

На противоположной стороне аналогичный медальон поддерживают фигуры бога войны Марса и богини Минервы, покровительницы искусств и наук.

Перед входом в Рыцарский дом установлена скульптура короля Густава Васы – первый официальный памятник в Швеции. Автор - французский скульптор Пьер Ларшевек. Король облачен в одежды по бургундской моде.

Для изготовления памятника, в частности, использовались русские бронзовые пушки, захваченные Карлом ХII в битве при Нарве. Надпись на цоколе гласит: «Густаву Эрикссону, защитнику родины, свободы и трона, который из подданного стал великим королем, от благодарного рыцарского общества и дворянства, воздвигнут этот памятник в году 1773».

Говорят, что король Густав III был недоволен посвящением (не от его имени) и сказался больным на момент открытия монумента. Но затем «сменил гнев на милость» и, прискакав верхом, приветствовал памятник.

В саду Рыцарского дома, расположенном позади здания, стоит памятник знаменитому шведскому государственному деятелю, канцлеру Акселю Оксеншерна, бывшему инициатором постройки Рыцарского дома.

В 1603 году Оксеншерна в двадцатилетнем возрасте начал службу у короля Карла IХ. В 1612 году стал самым молодым канцлером (главой правительства) Швеции. После гибели короля Густава II Адольфа и до совершеннолетия его дочери Кристины фактически управлял страной, а после ее отречения стал советником короля Карла Х Густава.

Памятник был изготовлен шведским скульптором Йоном Борьесоном и установлен в 1890 году. Канцлеру принадлежат слова: «Я откровенно признаю, что нет ничего более удобного, полезного, надежного и даже необходимого для нашего государства и отечества, нежели мир с русскими».

Два флигеля на набережной сада были построены в конце ХIХ века. Riddarhuset в течение двух столетий (до 1866 года, когда Риксдаг стал двухпалатным) был местом заседаний палаты дворянского сословия Риксдага.

Стены зала заседаний и поныне украшают около 2300 гербов дворянских родов Швеции. Сегодня в здании проходят раз в три года общие заседания представителей современных дворянских родов, здесь располагаются правления различных фондов, ежегодно выплачивающих стипендии и пособия на сумму в несколько миллионов крон.

Члены дворянских фамилий могут устраивать в здании различные мероприятия, отмечать семейные праздники и торжества.

-3

В зале заседаний с 1730-х годов начали проводиться официальные концерты (зал считается одним из лучших в Стокгольме с точки зрения акустики). Интересно, что это здание послужило прообразом типичных и любимых по всей Швеции частных домов и домиков. Шведы сами над собой подшучивают, что мечта каждого «простого» шведа – это домик, покрашенный кирпичного цвета краской с белыми наличниками и обрамлениями углов.

Когда в свое время здание Riddarhuset было построено, оно казалось всем видевшим его столь прекрасным, что многие дворяне захотели построить свои усадьбы по его образу и подобию. Но кирпич был дорог, камень труден в обработке, и усадьбы строили из дерева, а потом красили в кирпичный цвет.

Наличники и углы красили серой краской. Многие даже прорисовывали кирпичные швы, чтобы было совсем как из «настоящего кирпича».

Затем моду на такие здания подхватили священники, которые по всей стране стали строить пасторские дома при церквях в этом стиле, только серый цвет становился все более светлым, пока не стал совсем белым.

Ну а затем уж и зажиточные крестьяне в своих дворах стали строить дома и красить их темно-бордовой краской. К концу Х1Х века уже даже сараи и служебные постройки обрели подобный цвет.

Интересно, что дворянство к этому времени давно перешло к желтому или белому цвету своих усадеб, а бордовый цвет домов стал поистине народным...

Текст: Светлана Матссон-Попова