Вновь обращаемся к лирике. Вопрос может звучать, например, так: "Какие произведения русских поэтов содержат размышления о "горестях несчастливой любви"? Или так: "В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви"? Обычно в этом вопросе поэты не разделяются на XIX и XX вв., поэтому вы сможете привести в пример как Пушкина, так и кого-то из авторов Серебряного века.
1. "Я вас любил..." А.С. Пушкина
Знаменитое стихотворение Пушкина является "образцом поведения" отвергнутого мужчины: он не только не проклинает бросившую его возлюбленную, но и желает ей счастья:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Лирический герой не хочет "тревожить" и "печалить" девушку, которую до сих пор любит. Но он понимает, что она не испытывает к нему никаких чувств, поэтому совершает акт самопожертвования: отходит в сторону, чтобы дать любимой свободу. Он искренне желает, чтобы она встретила другого человека, который смог бы испытывать к ней такие же сильные чувства, как он. В стихотворении чувствуется не только грусть и нежность, но и достоинство брошенного человека.
2. "Песня последней встречи" А.А. Ахматовой
Творчество Ахматовой относится к такому литературному направлению, как акмеизм, который выступал за конкретику образа и "вещизм". В этом стихотворении переживания лирической героини и ее нестабильное эмоциональное состояние после разрыва с возлюбленным мы наблюдаем именно через предметы и детали:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Очень яркая деталь – перчатка. Только в смятении можно перепутать левую и правую перчатку. Скорее всего, у лирической героини дрожат руки, она взволнованна и рассеянна. Настроение и эмоции переданы через вещь.
Три ступеньки – тоже показательный пример. Конкретика, точное количество. Лирическая героиня знала, что их три, потому что неоднократно приходила в этот дом, к своему возлюбленному. Но когда они расстались, этот путь из его дома показался ей ужасно долгим и мучительным.
Дело происходит осенью, деревья сбрасывают свои листья, словно умирают. И лирическая героиня с готовностью откликается на "шепот осенний": в этот момент она тоже хочет умереть!
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Помним про акмеизм с его "вещественностью" образа и видим тут дом, который вдруг резко стал темным, негостеприимным, а также свечи, но теперь для лирической героини они горят "равнодушно-желтым огнем". Брошенную женщину здесь больше никто не ждет.
3. "Облако в штанах" В.В. Маяковского
Вопрос содержит слово "произведение", а не "стихотворение", поэтому вы смело можете взять в качестве примера поэму Маяковского "Облако в штанах". Большую часть произведения занимают размышления о неразделенной любви и расставании.
Лирический герой бесконечно долго ждет свою возлюбленную Марию, но она всё не приходит. Мы узнаем, что "этакой глыбе" (нашему герою) вообще-то тоже хочется любви. В конце концов Мария приходит и, "муча перчатки замш" (опять перчатки связаны с нервозностью), сообщает, что выходит замуж. Ей лирический герой спокойно заявляет:
Что ж, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите – спокоен как!
Как пульс
покойника.
Он не хочет травмировать девушку той бурей чувств, которая вспыхнула у него в груди после ее слов: лирический герой Маяковского, как и Пушкина, бережет свою возлюбленную. А вот потом мы узнаем, что же на самом деле происходит у него внутри, а это настоящий "пожар сердца":
Allo!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле,—
ему уже некуда деться.
<...>
Глаза наслезнённые бочками выкачу.
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!
Рухнули.
Не выскочишь из сердца!
Итак, внешне лирический герой спокоен, но внутри него бушуют страсти, и мы понимаем, насколько сильно он любит эту женщину и как она разбила ему сердце своими жестокими словами. В моменты самых сильных потрясений человек обычно думает о маме, так и "жилистая громадина" (взрослый мужчина) вспоминает о ней, потому что разрыв с Марией – это действительно катастрофа для нашего героя: он даже вспоминает гибель Помпеи в результате извержения Везувия.
В таком состоянии лирический герой близок к тому, чтобы отвергнуть существующий политический строй, религию и искусство: неразделенная любовь становится отправной точкой для категоричных суждений.
Мария!
Имя твое я боюсь забыть,
как поэт боится забыть
какое-то
в муках ночей рожденное слово,
величием равное богу.
Мария не принимает его – тогда герой бросает богу злобные слова и говорит, что "вселенная спит". Так неразделенная любовь между двумя конкретными людьми поднимается на планетарный и вневременной уровень.