Предыдущий альбом группы Pink Floyd под названием Dark Side Of The Moon (рассказ об истории его создания по ссылке), конечно, поразил публику новаторским подходом, вложенной и жёстко выраженной концепцией и нетривиальным подходом к материалу от рок-команды. Интересно, что перед записью этого альбома Пинк Флойд больше года обкатывали будущие его композиции на концертах, пробуя разные варианты и даже давая цельные шоу под этим названием. Очень интересная практика для рок-коллектива, обычно делается наоборот - раскрутка выпущенного альбома на концертах ведётся уже после выпуска альбома.
Со следующим альбомом группа поступила точно так же. Фрагменты центральной композиции Shine On You Crazy Diamond музыканты постоянно исполняли на многочисленных концертах 1974 года. В итоге и идея, и концепция альбома были построены вокруг этой композиции.
Вообще, лично мне, альбом Wish You Were Here нравится больше, чем "Обратная сторона Луны". Он более цельный в музыкальном плане, несмотря на отсутствие внятной концепции. На предыдущем альбоме были всё-таки скучные, и на мой взгляд, проходные номера вроде Us and Them, притянутые за уши к концепции альбома. Теперь же концепция была расплывчатой, а песни более зрелищными что-ли, если можно видеть ушами.
В каком настроении ребята подходили к записи альбома можно судить по цитате из Дэвида Гилмора: "Это было весьма тяжёлое время, должен сказать. Все детские мечты вроде как исполнились, наши записи по всему миру продаются наилучшим образом, и мы можем позволить себе всё, что угодно. Женщины, деньги, слава и всё из этого вытекающее … всё само собой шло к нам в руки, поэтому пришлось переоценивать себя в соответствии с текущим положением вещей, ситуация была довольно неясной, и некоторое время все находились в растерянности … "
У группы очевидно был кризис среднего возраста
Основная композиция Shine On You Crazy Diamond - Блеск твоих сумасшедших бриллиантов - была посвящена основателю группы и генератору идей Сиду Баррету, который ушёл из группы ещё в конце шестидесятых из-за проблем с наркотиками. Именно он начал тот путь, по которому группа пошла, и именно его идеи начали в полном блеске воплощаться в семидесятых. Изначально длительность песни составляла 26 минут. Ребята решили разделить её на две неравные части и вставить между ними ещё несколько номеров.
Берущая за душу музыкальная фраза из четырёх нот в этой композиции была случайно придумана Дэвидом Гилмором и Роджер Уотерс тут же сказал, что это "томительный призрак" Баррета - на том и порешили.
Роджер Уотерс: "Я очень грущу о Сиде. Конечно, он был очень важен для нас, и группа никогда бы не смогла начать без него, поскольку им был написан весь первоначальный материал. Она не могла бы состояться без него, но, с другой стороны, нельзя было и продолжать вместе с ним. Песня «Shine On...» на самом деле не о Сиде — он стал эдаким символом крайнего отчуждения, которому предаются некоторые люди, потому что это единственный способ для них вынести весь этот чёртов мрак — современную жизнь — и полностью устраниться. По-моему, это очень печально".
Композицию записывали напряжённо, на протяжении многих сессий и довели до совершенства, но запись неожиданно загубил звукорежиссёр, всё пришлось начинать сначала. Ведущий вокал на этой композиции принадлежал Уотерсу, а не Гилмору, как можно подумать. Уотерс настолько напряжённо работал над песней, что в итоге потерял голос и на композицию Have a Cigar? пришлось звать вокалиста со стороны - выбор пал на Роя Харпера - британского рокера-одиночки, которому посвящена, например, песня Led Zeppelin с третьего альбома Hatts Of To Roy Harper. Харпер олицетворял собой музыканта-бессребренника, не идущего на поводу у музыкальной индустрии. Собственно это тематика второй и третьей композиции альбома Пинк Флойд - Welcome To the Machine и упомянутой уже Have a Cigar?
Если взять причины написания первой композиции (она же заключительная на второй стороне) и тексты Уотерса, написанные ко второй и третьей композициям, то становится понятно, что общая неявная концепция альбома - протест против музыкального бизнеса, засилия звукозаписывающих компаний. То, что сейчас называется "кто платит, тот и заказывает музыку". Даже приглашение известного в музыкальном мире антикапиталиста на вокал в третьей композиции - это широкий жест, призванный осветить проблему.
05 июля 1975 года, уже под конец сведения альбома в студии совершенно неожиданно появился человек, которого никто из музыкантов не узнал. Это был Сид Баррет, побритый наголо со сбритыми даже бровями и ресницами. Он произвёл впечатление полувменяемого человека, наркотики привели к необратимым изменениям головного мозга и была настоящим мистическим знаком то, что он явился на короткое время после многолетнего отсутствия на запись альбома, посвящённого ему - сам не зная об этом. После этого он незаметно ушёл (в студии в тот день была к тому же свадьба Гилмора) и больше никто из музыкантов его не видел до его похорон через 31 год.
Композиция Wish You Were Here - заглавная композиция альбома и одна из самых гениальных у Пинк Флойд, переводится, как "Жаль, что тебя нет здесь" - конечно это тоже аллюзия на отсутствие в группе её основателя и идеолога Сида Баррета. Что-то к 1975 году участники группы по нему затосковали. Дело ещё в том, что некоторые музыкальные издания устроили группе травлю после Обратной стороны Луны, считая, что ребята изменили собственным идеям и "настоящий Пинк Флойд был только с Барретом". Группа была из-за этого в некоторой депрессии и устроила многолетний мораторий на общение с прессой.
Песня, конечно, обалденная. Вроде это и блюз, а вроде и не блюз. Акустика превосходно гармонирует с электричеством. Прекрасные арпеджио и пассажи Гилмора на акустической гитаре, сменяющиеся звучными правильными аккордами - звучит это всё, как авторская песня, первоклассно исполненная в роке. После этой песни идёт плавнй переход ко второй части Shine On You Crazy Diamond уже длиной двенадцать с половиной минут. Второй отрывок многочастный, с разным ритмическим и мелодическим рисунком, который ведё-ведёт, да и выводит мелодию на ту самую фразу из четырёх тоскливых нот, которую сочинил Гилмор, а Уотерс назвал "томительным призраком Баррета"
При записи в студии музыканты, помимо традиционных инструментов и разных синтезаторов и микшеров использовали много нетрадиционных инструментов. Например в Shine On... были использованы бокалы с разным уровнем вина, по кромке водили пальцем и получали звуки разной высоты в зависимости от уровня жидкости. Для записи этой же композиции, для некоторых фрагментов, из соседней студии пригласили двух пишущихся там скрипачей. Один из них оказался Иегуди Менухин и именно его соло потом отклонили, как не соответствующее манере песни и вставили соло второго скрипача - джазового, по имени Стефан Граппелли - довольно известный в джазе скрипач, один из первых исполнителей джаза на струнных
По итогам альбом стартовал с продаж, превышающих продажи Dark Side Of the Moon, но в долгосрочной перспективе "Обратная сторона Луны" пересидела его во всевозможных чартах, установив абсолютные рекорды. Что нисколько не мешает мне, как и Дэвиду Гилмору с Риком Райтом, считать этот альбом - самым лучшим альбомом Пинк Флойд
Ставьте лайки и подписывайтесь, если понравилось. Чем больше лайков и подписчиков, тем больше у меня вдохновения. Чем больше у меня вдохновения, тем интереснее темы я найду для статей в следующие разы и вы, как подписчики, их увидите первыми.