Найти тему
Онлайн-школа TutorOnline

Остаться в живых! Что думают и чувствуют учителя в конце учебного года?!

Оглавление

Иоган Газенклевер. Школьный экзамен
Иоган Газенклевер. Школьный экзамен

Май-июнь обычно у всех ассоциируется с выпускными и экзаменами. Мы озабочены либо тем, с каким размахом очередное поколение школьников отметит выпускной, либо вновь вспыхнувших спорами об эффективности ЕГЭ. Но настоящие герои учебного сезона - учителя, которые из года в год переживают не день, а “месяцы сурка”.

Редакция TutorOnline узнала у учителей, что для них самое сложное в конце каждого учебного года. О чем они переживают и как справляются с накопившейся усталостью.

Яна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

В конце учебного года я всегда чувствую какое-то опустошение. Возможно, сказывается суматоха в период подготовки к ЕГЭ. Примерно после Нового года начинаются интенсивные занятия, выпускники сосредоточены на предстоящих испытаниях, и учителям отдохнуть реально некогда. Я дополнительно занимаюсь с ребятами, готовлю к экзаменам и скажу честно, что отношусь к их мечтам и целям, как к своим собственным.

Это большое заблуждение, что учителя сейчас работать не хотят (особенно молодые). Наверное, бывают разные ситуации, человеческий фактор тоже никто не отменял. Но когда ты постоянно изо дня в день общаешься с детьми, они тебе доверяют свои секреты, делятся с тобой своими переживаниями, ты просто не сможешь оставаться равнодушным или эмоционально нейтральным. И, конечно, в какой-то момент наступает эмоциональное истощение. Нужно время, чтобы восстановиться и пережить какие-то моменты (ведь не всегда у твоих учеников все складывается так, как хотелось бы).

Николай Богданов-Бельский, Дети на уроке. 1918 г.
Николай Богданов-Бельский, Дети на уроке. 1918 г.

Кирилл Сергеевич, учитель истории

Самое сложное - понимать, что от тебя очень многое зависит, и что не всегда ты оправдываешь ожидания детей. Сегодня очень модно упрекать молодое поколение. Мол, современные дети ничего не хотят, не умеют и нравственно деградируют. Меня подобные суждения приводят в ступор. Неужели взрослые, родители, педагоги, члены семьи, близкие друзья, не понимают, что именно с них берут пример их дети. И если те ведут себя как обезьяны в джунглях, то в первую очередь нужно подойти к зеркалу и взглянуть на самого себя.

Я стараюсь разговаривать с учениками, объяснять им какие-то вещи. Думаю, что учитель не должен замыкать свое общение с учениками на программе. Как бы школьник себя ни вел, как бы ни демонстрировал свое пренебрежение (у подростков такое случается частенько), ты должен понимать, что за ершистым, хамоватым, вроде бы самоуверенным подростком скрывается маленький испуганный человечек, который не знает, как нужно жить.

Когда очередной класс выпускается, посещает одна мысль: только бы я смог хоть чем-то им помочь. Это и торжественный, и грустный момент. Не к каждому ребенку ты прикипаешь сердцем, но каждому желаешь вырасти хорошим человеком. Переживаешь в первую очередь за это.

Франсуа-Луи Ланфант. Урок математики
Франсуа-Луи Ланфант. Урок математики

Арина Витольдовна, учитель математики

Я работаю в школе 5 лет и в конце каждого учебного года обещаю себе найти другую работу =)) Первую половину года злят, раздражают и расстраивают дети, которые не хотят учиться, прогуливают уроки, не выполняют домашние задания… Вторую половину года злюсь только на саму себя. И это гораздо сложнее.

Я еще прекрасно помню свои школьные годы и помню, как прогуляла чуть ли не половину 4-ого класса. Школа была рядом с домом, и мама отпускала меня одну. Я была хорошая, ответственная девочка, которая вместо уроков бегала в поликлинику с “ангиной” (доставшиеся по наследству от папы проблемы с гландами помогали быть “на справке” почти постоянно). Я с ужасом вспоминаю, как все-таки закончила начальную школу. А все из-за того, что к нам пришла новая учительница, которую я всей душой возненавидела. Она была надменной и деспотичной (по крайней мере, мне так казалось).

Глядя на своих учеников, которые в очередной раз сделали что-то неправильно, я вспоминаю себя. Учитель не всегда прав. Но как сделать так, чтобы все ученики чувствовали себя на твоих уроках комфортно?! Свой ответ я пока не нашла.

Давайте скажем спасибо учителям, без которых мы бы не стали теми, кто мы есть сегодня!