В эти выходные завершается Кинотавр, кинофестиваль, основанный в 1991 году и включающий в свою программу только отечественные фильмы или фильмы, в производстве которых участвовала Россия.
Фильм Кирилла Серебренникова «Лето» открывал Кинотавр в этом году
Как это выглядит?
Если ММКФ у нас – по теме Михалкова, то Кинотавр – история совершенно иная. Этот фестиваль не международный, хотя и открытый. Проводится ежегодно в Сочи. Изначально организаторами были Марк Рудинштейн и Олег Янковский.
Ранее были довольно жесткие правила: до 2011 года в конкурсе могли участвовать исключительно российские ленты – в том числе, в географическом отношении. Теперь любой фильм на русском языке может подаваться на конкурс. Более того, если сюжет оправдывает использование иных языков, но среди производителей есть Россия – так тоже можно. Пример: фильм Резо Гигинеишвили «Заложники», дважды отмеченный на Кинотавре в 2017 году. Одна из категорий, в которой фильм получил премию — лучшая режиссура: не путать с главным призом Кинотавра.
В целом, к призерам обычно мало вопросов. Вопросы по итогам фестиваля возникают к жюри, к продюсерам, к Бондарчуку. Но это в порядке вещей.
Многие называют Кинотавр фестивалем «некупленного кино». Вот первый такой фестиваль прошел под руководством Рудинштейна в Подольске (МО). После успешного старта Кинотавр отправился в Сочи, и более его не покидал.
С 2005 года президент фестиваля (вместо Рудинштейна) – Александр Роднянский. Последний по совместительству является продюсером лент «Левиафан», «Нелюбовь», автором книги «Выходит продюсер» издательства МИФ и куратором продюсерского факультета в МШК. Главное — что он по совместительству не является Бондарчуком, конечно.
В этом году фестиваль проходит со 2 по 10 июня. О списке участников основной конкурсной программы мы знаем.
И один из них, ясно, получит главный приз. Год назад таким был награжден фильм А.Яценко «Аритмия».
Помимо него, есть приз за лучший дебют. На прошлогоднем фестивале его получила лента Кантемира Балагова «Теснота».
Среди дебютантов в этом году: «Ваш репетитор» Антона Коломееца, «Глубокие реки» Владимира Битокова, «Дар» Михаила Кукушкина, «Двое» Тимофея Жалнина, «Кислота» Александра Горчилина, «Мертвые ласточки» Натальи Першиной, «На районе» Ольги Зуевой и «Пусть будет Лиза» Игорь Каграманова.
Кадр из триллера «Мертвые ласточки» дебютанта Натальи Першиной
Продолжаем про остальные призы кинофестиваля.
Лучшая женская роль (ранее приз получали Инга Оболдина, Наталья Павленкова, Полина Гришина и другие).
Лучшая мужская роль (ранее приз получали Александр Яценко, Константин Хабенский, вместе: Василий Буткевич, Александр Паль, Павел Чинарев и Иван Янковский).
Приз за операторскую работу (получали Андрей Найденов, Денис Фирстов, Владислав Опельянц и другие).
Если с указанными выше призами все ясно, то о последующих, пожалуй, стоит рассказать подробнее.
Премия имени Г.Горина «За лучший сценарий». Про лучший сценарий рассказывать нечего: это выбор жюри. Но кто такой Горин?
Григорий Израилевич Горин (1940 — 2000, Офштейн по рождению) — писатель-сатирик, драматург, сценарист и телеведущий. Он начинал литературную деятельность с написания сценок для КВН. Его библиография и список драматургических работ обширны, а среди его киносценариев — «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона», «Формула любви», «О бедном гусаре замолвите слово». Так что человека, в честь которого названа премия за лучший сценарий, отдаленно, но знают все.
Специальный диплом имени М.Таривердиева «За лучшую музыку к фильму». С музыкой тоже все ясно: без этой премии не обойтись. Микаэл Леонович Таривердиев (1931 — 1996) — композитор, написавший музыку к более, чем 132 советским и российским фильмам. Самыми известными его проектами были «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или с легким паром!».
На Кинотавре есть свой отдельный конкурс короткого метра, победителю в нем также вручается приз. Помимо этого, в некоторых случаях жюри может вручить отдельный приз кинофильму, не получившему главной награды в категории.
Есть еще пара премий: приз жюри кинопрокатчиков и приз гильдии киноведов и кинокритиков.
Результаты проведения фестиваля станут известны 10 июня. Как правило, список участников априори является обязательным к просмотру: абы кто в него не попадает. Однако мы знаем, что все посмотреть просто невозможно, а вот познакомиться с лентами, уже оцененными жюри фестиваля — гораздо более комфортный путь приобщиться к нашему новому кино. Так что ждем завтра.
Кадр из фильма «Русский бес»