В философии Николая Бердяева, основной измеряющей категорией есть свобода. По мнению философа, свобода суть творческого начала. Источник свободы - первичный хаос. Иррациональная свобода - гордыня духа, приводящая к рабству личности в мире природы. Разумная свобода - победа духа, восстановление духовной личности.
Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы. Победа иррациональной свободы - возвращает реальность мира к первичному хаосу, происходит процесс распада общества, потеря веры и возникновение и развитие революционных процессов. На смену после революции и периода разрушений в обществе, приходят творческие периоды истории, способные освободить дух, и направить его на путь развития.
Модель выстраивается по следующей схеме: господство иррациональной свободы - революция и хаос - распад общества - осмысление и купирование процессов в периоды борьбы с хаосом - зарождение разумной свободы.
Борьба с хаосом, порождает тоталитаризм и угнетение, которые стремятся победить зарождение разумной свободы.
Ложные целостности являются основными источниками объективации, которые отчуждают свободу человека в своих созданиях – и он кончает их обоготворением, подчинением их тирании.
Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания. Но самой характерной его чертой является идея мессианства, поиска истинного божьего царства, обусловленные принадлежностью к православию.
Истоки и смысл русского коммунизма.
Николай Бердяев рассматривает идеи Маркса, и коммунизм в России проводя исторические параллели, и приводя в пример все значимые исторические события прошлого в России. По мнению Бердяева, советская Россия, породила коммунизм нового толка, со всеми присущими достоинствами и недостатками русской традиции. Традиции деспотизма, тирании и государственного абсолютизма. Традиции отсутствия прав человека. С другой стороны, русский коммунизм вписывается в стройную концепцию мессианства и жертвенности русского народа, поиске правды и исканию царства Божия.
Опираясь на опубликованные монографии и статьи идеологов русского коммунизма, в частности на статьи Ленина, Бердяев выводит следующую мысль: Ленин не являясь философом, разобрал концепцию марксизма в неверном ключе, интерпретировал труды Маркса и марксизм, в удобную для партии большевиков концепцию, Ленин являясь теоретиком, слабо представлял реальные результаты практического внедрения революционных идей Маркса. В концепции Ленина, пролетариат главный гегемон и движущая сила революции. Крестьянство – реакционная социальная группа, которая в будущем, будет одной из основных проблем постреволюционного государства на начальном этапе. «Поэтому марксисты стояли за пролетаризацию крестьянства, которой народники хотели не допустить. Марксисты думали, что они наконец нашли реальную социальную базу для революционной освободительной борьбы. Единственная реальная социальная сила, на которую можно опереться, это образующийся пролетариат. Нужно развивать классовое революционное сознание этого пролетариата. Нужно идти не к крестьянству, которое отвергло революционную интеллигенцию, а к рабочим, на фабрику.»[1]. «Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества.»[2].
Развитие коммунизма в 30-х годах в России, изменение основных доктрин Ленина, трансформация русской идеи и сплетение ее с коммунистической, позволило Сталину, продолжить и усилить процесс создания, нового советского человека.
«Большевизм — за сильное, централизованное государство. Произошло соединение воли к социальной правде с волей к государственному могуществу и вторая воля оказалась сильнее. Большевизм вошел в русскую жизнь, как в высшей степени милитаризованная сила. Но старое русское государство всегда было милитаризованным. Проблема власти была основной у Ленина и у всех следовавших за ним. Это отличало большевиков от всех других революционеров. И они создали полицейское государство, по способам управления очень похож ее на старое русское государство.»[3]
Усиление репрессивного аппарата, подавление минимальных свобод, создание коллективного Я, с помощью новой возникшей аристократии из партийных чиновников и функционеров, запустило очередной виток по схеме теории Бердяева о свободе. Происходящие события были не просто следствием революционного процесса, а неизбежностью. Бердяев зафиксировал и отрефлексировал их в своей монографии.
[1] Бердяев Н.А., Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев // YMCA-PRESS, Париж. – 1955.- С.79.
[2] Бердяев Н.А., Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев // YMCA-PRESS, Париж. – 1955.- С.81.
[3] Бердяев Н.А., Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев // YMCA-PRESS, Париж. – 1955.- С.117.
Русский коммунизм и СССР в 30-е годы.
В. И. Ленин в 1920 году относил построение коммунизма к 1930—1940 годам.
В стране происходят кардинальные перемены. С точки зрения простого обывателя, они (перемены) выглядят как процесс модернизации государства, и связанные с ним экономические и политические затруднения. Однако на перемены и процессы изменения нужно смотреть с другого ракурса.
Объединение широких масс народа, связанная с этим индустриализация, коллективизация, последующий большой террор и голод в 30 годах – суть не экономическая и политическая, а желание государства, насадить новую веру, взамен истребляемой старой веры православной. Зачинания и лозунги под которыми они происходят, позволяют говорить о повсеместной замене одного бога, на другого. Руководители коммунистической партии большевиков, после смены ленинского курса, четко уловили настроения и движения в обществе. Репрессии и превращения народа в послушную паству, было просчитано и выверено. Русскому народу требовалась вера и надежда на социальную справедливость. Новая религия коммунизм предложила им и то и другое. Истребляя и борясь с реакционерами, которые могли обосновать ошибочность курса, создавая новых святых и новые иконы из живых людей, коммунисты 30 годов, укрепляли веру в новое рациональное божество – мир материализма и всеобщего равенства. Развивая эту идею, государство являлось частью новой идеологии, и порождало новую идеологию внутри себя. Приняв постулат о невозможности (пока) мировой революции, Сталин принялся активно строить коммунизм в СССР. Причем, коммунизм выражался как обожествленная идеология, поставленная на практические рельсы, идеология всецелого материализма, практическая, но маскирующаяся идеологией высших всечеловеческих ценностей.
Бердяев пишет: «Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно другим явлением, несмотря на сходство марксистской теории. С традиционно-русским характером коммунизма связаны и его положительные и отрицательные стороны: с одной стороны искание царства Божьего и целостной правды, способность к жертве и отсутствие буржуазности, с другой стороны абсолютизация государства и деспотизм, слабое сознание прав человека и опасность безликого коллективизма. В других странах коммунизм, в случае попытки его осуществления, может быть менее деспотическим в отношении ко всей полноте человеческой жизни, - менее целостным, менее претендующим быть религией, более секулярным и более буржуазным по своему духу», «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизации самого человека.»[1]
Можно сказать о том, что сама идея социального равенства и справедливости, была присуща русскому народу до прихода коммунистических идей. Коммунизм как цельная, научно обоснованная идея, реформированная идеологами русской революции, внедренная практиками Лениным и его соратниками, и продолженная со значительными изменениями Сталиным, попала в созревшую для ее принятия среду. Россия 17 года, была готова для перемен. Точнее, готовность к переменам была всегда присуща России, но масштабных кризисов, и народа почувствовавшего и захотевшего свободы, до 17 года в России было критически мало.
Развитие идей личной свободы, надежда на ее приобретение и завоевание, превратило массы народа в революционные. Идеи революции захватили массы, подтолкнули к изменениям, но не приблизили в процессе личную свободу, а подтолкнули к крайностям. Личная свобода, трансформировалась в общую свободу, а превратилась в свободу государства. Государство активно стало избавляться от свободы личности. Во главе стояла новая религия, и человеку в ней было отведено подчиненное состояния, близкое к рабскому. Бердяев четко описывает в своей работе, ту трагедию русской революции, коммунизма и начала Сталинского правления, и оценивает этот период неоднозначно. С одной стороны- это трагедия для русского «духовного» человека, теряющего личную свободу, и удаляющегося от бога, если не навсегда, то надолго. С другой стороны, Бердяев видит и анализирует положение Советской России, тираническое искоренение хаоса свободы, и подчинения духовного движения, с перенаправлением его высших стремлений, в русло новой религии - коммунизма.
[1] Бердяев Н.А., Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев // YMCA-PRESS, Париж. – 1955.- С.152-153.