Найти в Дзене
Работаем с Китаем.

СССР в 1930-е гг. сквозь призму теории Н. Бердяева.

В философии Николая Бердяева, основной измеряющей категорией есть свобода. По мнению философа, свобода суть творческого начала. Источник свободы - первичный хаос. Иррациональная свобода - гордыня духа, приводящая к рабству личности в мире природы. Разумная свобода - победа духа, восстановление духовной личности. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы. Победа иррациональной свободы - возвращает реальность мира к первичному хаосу, происходит процесс распада общества, потеря веры и возникновение и развитие революционных процессов. На смену после революции и периода разрушений в обществе, приходят творческие периоды истории, способные освободить дух, и направить его на путь развития. Модель выстраивается по следующей схеме: господство иррациональной свободы - революция и хаос - распад общества - осмысление и купирование процессов в периоды борьбы с хаосом - зарождение разумной свободы. Борьба с хаосом, порождает тоталитаризм и угнетение, которы
Оглавление

В философии Николая Бердяева, основной измеряющей категорией есть свобода. По мнению философа, свобода суть творческого начала. Источник свободы - первичный хаос. Иррациональная свобода - гордыня духа, приводящая к рабству личности в мире природы. Разумная свобода - победа духа, восстановление духовной личности.

Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы. Победа иррациональной свободы - возвращает реальность мира к первичному хаосу, происходит процесс распада общества, потеря веры и возникновение и развитие революционных процессов. На смену после революции и периода разрушений в обществе, приходят творческие периоды истории, способные освободить дух, и направить его на путь развития.

Модель выстраивается по следующей схеме: господство иррациональной свободы - революция и хаос - распад общества - осмысление и купирование процессов в периоды борьбы с хаосом - зарождение разумной свободы.

Борьба с хаосом, порождает тоталитаризм и угнетение, которые стремятся победить зарождение разумной свободы.

Ложные целостности являются основными источниками объективации, которые отчуждают свободу человека в своих созданиях – и он кончает их обоготворением, подчинением их тирании.

Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания. Но самой характерной его чертой является идея мессианства, поиска истинного божьего царства, обусловленные принадлежностью к православию.

Истоки и смысл русского коммунизма.

Николай Бердяев рассматривает идеи Маркса, и коммунизм в России проводя исторические параллели, и приводя в пример все значимые исторические события прошлого в России. По мнению Бердяева, советская Россия, породила коммунизм нового толка, со всеми присущими достоинствами и недостатками русской традиции. Традиции деспотизма, тирании и государственного абсолютизма. Традиции отсутствия прав человека. С другой стороны, русский коммунизм вписывается в стройную концепцию мессианства и жертвенности русского народа, поиске правды и исканию царства Божия.

Опираясь на опубликованные монографии и статьи идеологов русского коммунизма, в частности на статьи Ленина, Бердяев выводит следующую мысль: Ленин не являясь философом, разобрал концепцию марксизма в неверном ключе, интерпретировал труды Маркса и марксизм, в удобную для партии большевиков концепцию, Ленин являясь теоретиком, слабо представлял реальные результаты практического внедрения революционных идей Маркса. В концепции Ленина, пролетариат главный гегемон и движущая сила революции. Крестьянство – реакционная социальная группа, которая в будущем, будет одной из основных проблем постреволюционного государства на начальном этапе. «Поэтому марк­систы стояли за пролетаризацию крестьянства, которой народ­ники хотели не допустить. Марксисты думали, что они нако­нец нашли реальную социальную базу для революционной освободительной борьбы. Единственная реальная социальная сила, на которую можно опереться, это образующийся проле­тариат. Нужно развивать классовое революционное сознание этого пролетариата. Нужно идти не к крестьянству, которое отвергло революционную интеллигенцию, а к рабочим, на фабрику.»[1]. «Марксизм есть не только учение исторического или эко­номического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мес­сианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от эконо­мики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества.»[2].

Развитие коммунизма в 30-х годах в России, изменение основных доктрин Ленина, трансформация русской идеи и сплетение ее с коммунистической, позволило Сталину, продолжить и усилить процесс создания, нового советского человека.

«Большевизм — за сильное, централизованное государство. Произошло соединение воли к социальной правде с волей к государственному могуществу и вторая воля оказа­лась сильнее. Большевизм вошел в русскую жизнь, как в выс­шей степени милитаризованная сила. Но старое русское госу­дарство всегда было милитаризованным. Проблема власти бы­ла основной у Ленина и у всех следовавших за ним. Это от­личало большевиков от всех других революционеров. И они создали полицейское государство, по способам управления очень похож ее на старое русское государство.»[3]

Усиление репрессивного аппарата, подавление минимальных свобод, создание коллективного Я, с помощью новой возникшей аристократии из партийных чиновников и функционеров, запустило очередной виток по схеме теории Бердяева о свободе. Происходящие события были не просто следствием революционного процесса, а неизбежностью. Бердяев зафиксировал и отрефлексировал их в своей монографии.

[1] Бердяев Н.А., Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев // YMCA-PRESS, Париж. – 1955.- С.79.

[2] Бердяев Н.А., Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев // YMCA-PRESS, Париж. – 1955.- С.81.

[3] Бердяев Н.А., Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев // YMCA-PRESS, Париж. – 1955.- С.117.

Русский коммунизм и СССР в 30-е годы.

В. И. Ленин в 1920 году относил построение коммунизма к 1930—1940 годам.

В стране происходят кардинальные перемены. С точки зрения простого обывателя, они (перемены) выглядят как процесс модернизации государства, и связанные с ним экономические и политические затруднения. Однако на перемены и процессы изменения нужно смотреть с другого ракурса.

Объединение широких масс народа, связанная с этим индустриализация, коллективизация, последующий большой террор и голод в 30 годах – суть не экономическая и политическая, а желание государства, насадить новую веру, взамен истребляемой старой веры православной. Зачинания и лозунги под которыми они происходят, позволяют говорить о повсеместной замене одного бога, на другого. Руководители коммунистической партии большевиков, после смены ленинского курса, четко уловили настроения и движения в обществе. Репрессии и превращения народа в послушную паству, было просчитано и выверено. Русскому народу требовалась вера и надежда на социальную справедливость. Новая религия коммунизм предложила им и то и другое. Истребляя и борясь с реакционерами, которые могли обосновать ошибочность курса, создавая новых святых и новые иконы из живых людей, коммунисты 30 годов, укрепляли веру в новое рациональное божество – мир материализма и всеобщего равенства. Развивая эту идею, государство являлось частью новой идеологии, и порождало новую идеологию внутри себя. Приняв постулат о невозможности (пока) мировой революции, Сталин принялся активно строить коммунизм в СССР. Причем, коммунизм выражался как обожествленная идеология, поставленная на практические рельсы, идеология всецелого материализма, практическая, но маскирующаяся идеологией высших всечеловеческих ценностей.

Бердяев пишет: «Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно другим явлением, несмотря на сходство марксистской теории. С традиционно-русским характером коммунизма связаны и его положительные и отрицательные стороны: с одной стороны искание царства Божьего и целостной правды, способность к жертве и отсутствие буржуазности, с другой стороны абсолютизация государства и деспотизм, слабое сознание прав человека и опасность безликого коллективизма. В других странах коммунизм, в случае попытки его осуществления, может быть менее деспотическим в отношении ко всей полноте человеческой жизни, - менее целостным, менее претендующим быть религией, более секулярным и более буржуазным по своему духу», «Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизации самого человека.»[1]

Можно сказать о том, что сама идея социального равенства и справедливости, была присуща русскому народу до прихода коммунистических идей. Коммунизм как цельная, научно обоснованная идея, реформированная идеологами русской революции, внедренная практиками Лениным и его соратниками, и продолженная со значительными изменениями Сталиным, попала в созревшую для ее принятия среду. Россия 17 года, была готова для перемен. Точнее, готовность к переменам была всегда присуща России, но масштабных кризисов, и народа почувствовавшего и захотевшего свободы, до 17 года в России было критически мало.

Развитие идей личной свободы, надежда на ее приобретение и завоевание, превратило массы народа в революционные. Идеи революции захватили массы, подтолкнули к изменениям, но не приблизили в процессе личную свободу, а подтолкнули к крайностям. Личная свобода, трансформировалась в общую свободу, а превратилась в свободу государства. Государство активно стало избавляться от свободы личности. Во главе стояла новая религия, и человеку в ней было отведено подчиненное состояния, близкое к рабскому. Бердяев четко описывает в своей работе, ту трагедию русской революции, коммунизма и начала Сталинского правления, и оценивает этот период неоднозначно. С одной стороны- это трагедия для русского «духовного» человека, теряющего личную свободу, и удаляющегося от бога, если не навсегда, то надолго. С другой стороны, Бердяев видит и анализирует положение Советской России, тираническое искоренение хаоса свободы, и подчинения духовного движения, с перенаправлением его высших стремлений, в русло новой религии - коммунизма.

[1] Бердяев Н.А., Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев // YMCA-PRESS, Париж. – 1955.- С.152-153.