Найти тему
ScandiNews

БИТВА МОТОРОВ: ЭЛЕКТРОКАРЫ НАЧАЛИ И ТЕПЕРЬ, ПОХОЖЕ, ВЫИГРЫВАЮТ

Электрические моторы находятся в шаге от реванша за сражение, проигранное двигателям внутреннего сгорания в первой четверти XX столетия

НАШE ВРЕМЯ НЕДАРОМ НАЗЫВАЮТ «ВЕКОМ МОТОРОВ». НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОСЛЕДНИХ СТА ЛЕТ ЛЮДИ ПЕРЕСЕЛИ С ЛОШАДЕЙ НА АВТОМОБИЛИ, КОТОРЫЕ «РАСПЛОДИЛИСЬ» В НЕВООБРАЗИМОМ КОЛИЧЕСТВЕ.

ИХ ОБЩЕЕ ЧИСЛО ПЕРЕВАЛИЛО ЗА МИЛЛИАРД И ПРОДОЛЖАЕТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ. ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАКОГО ТАБУНА «ЖЕЛЕЗНЫХ КОНЕЙ» ТОПЛИВОМ И СМАЗОЧНЫМИ МАСЛАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫНУЖДЕНО ЕЖЕГОДНО ДОБЫВАТЬ БОЛЕЕ ТРЕХ МИЛЛИАРДОВ ТОНН НЕФТИ.

Принцип работы электромотора разработал еще в 1740-х годах священник из Шотландии Эндрю Гордон. В последующие десятилетия над развитием идеи трудились многие выдающиеся учёные, включая знаменитого британского физика Майкла Фарадея.

The National Library of Medicine believes this item to be in the public domain/Michael Faraday, Esq
The National Library of Medicine believes this item to be in the public domain/Michael Faraday, Esq

Первый работающий прототип электродвигателя построил в 1834 немецкий физик, большую часть жизни проработавший в России, Мориц Якоби. Причем сам автор изобретения не верил в его практическую значимость. Он говорил, что «такой прибор будет не больше, чем забавной игрушкой для обогащения физических кабинетов, его нельзя будет применять в большом масштабе с какой-нибудь экономической выгодой...».

Двигатель Якоби принципиально не отличался от современного и позволял поднимать пять килограммов груза со скоростью 30 сантиметров в секунду. Его мощность составляла 15 ватт. Это немногим больше, чем у современной электробритвы. Якоби постоянно совершенствовал изобретение, увеличил его мощность в 50 раз, и в 1839 году даже оснастил своим мотором лодку, которая катала пассажиров по Неве.

Затем установил его на железнодорожную платформу, создав тем самым первый в истории электровоз. Но практическое использование двигателя началось только в конце XIX столетия. Первыми транспортными средствами на электрической тяге стали трамваи. Им не требовалось возить на себе громоздкую батарею.

Достаточно было лишь подключиться к силовому кабелю, протянутому вдоль путей, а роль аккумулятора брала на себя гидро- или тепловая электростанция.

Для сравнения, первый работоспособный двигатель внутреннего сгорания был создан лишь в 1860 году французом Этьеном Ленуаром, а автомобиль на его базе появился спустя ещё четверть века.

На рубеже XIX-XX веков электромобили удивляли современников своими возможностями. Машина La Jamais Contente (в переводе с французского «всегда недовольная») под управлением бельгийца Камиля Женатци в 1899 году впервые в истории автотранспорта достигла скорости в 100 километров в час.

La Jamais Contente - 1994 Replica
La Jamais Contente - 1994 Replica

В этом же году русский изобретатель Ипполит Романов построил первый автобус на электрической тяге , который мог перевести 17 пассажиров со скоростью 37 километров в час. Его аккумулятор был рассчитан на 60 километров пути.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называл электромобили самым многообещающим типом транспорта, который, правда, еще недостаточно совершенен. В первые годы XX века объемы их выпуска в полтора раза превышали количество производимых бензиновых машин. Есть свидетельства, что в одном только Нью-Йорке в 1910-х годах работали до 70 тысяч такси на электрической тяге.

Например, американская компания Anderson Electric Car Company в то время продавала около 2 тысяч электромобилей марки Detroit Electric в год. Современные производители смогли выйти на такие объемы реализации только в начале XXI века. Кроме Anderson Electric Car Company существовало немало компаний в США и Европе, которые специализировались именно на выпуске электромобилей.

Однако, открытие огромных запасов нефти и газа и создание новых методов переработки углеводородного сырья обеспечили дешёвым и энергоёмким топливом огромное количество двигателей внутреннего сгорания.

Они становились всё более мощными, надёжными и доступными по цене.

Их электрические конкуренты оказались слишком сложными и дорогими в производстве и в эксплуатации, поэтому для автотранспорта их применяли все реже. Серийное производство электромобилей почти прекратилось к середине XX века.

Читать статью полностью