Сотни кораблей, тысячи пиратов, целые деревни, города и острова освоены бородатыми любителями рома. Всего этого действительно никогда не было.
Золотой век пиратства. Не известно кто придумал это определение, но оно присутствие в исторической науке и популярной культуре добрых лет сто . На рубеже XIX и XX веков Джон Фиске писал: ни в какой другой момент истории мира пиратство не достигла такого масштаба, как в семнадцатом веке и в первой половине восемнадцатого. Сильное заявление, учитывая, что пираты были неприятностью каждой эпохи. С ними не смогла справиться даже Римская Империя.
В старые добрые времена
Одно не вызывает сомнений. На пороге века просвещения условия для развития морского бандитизма было, несомненно, благоприятные. 11 апреля 1713 года завершился большой острый конфликт между основными европейскими державами. Эта так называемая „война за испанское наследство” в большой степени шла на море, с использованием любых, самых жестоких средств.
Каждая из сторон пользовалась услугами частных лиц. Задачей которых было нападение на вражеские корабли, нарушение торговли и разграбление всего, что имело какую-то ценность. Военные действия показали что эти лица идеальное боевое оружие. Им не нужно было платить ни копейки. Получали специальное писменное разрешение дающий право на на участие в военном конфликте и они уже сами брали что им удалось захватить.
Разочарованные безработные
Проблема возникла с момента заключения пакта. Только в Британской Империи источника пропитания лишилось около шести тысяч частников. И среди них быстро появились люди готовы работать и дальше в единственной известным себе профессии. Только уже незаконно грабя любое судно. Даже – грабя своих соотечественникам. Действовали пираты прежде всего, в водах отдаленных колоний – в Африке и конечно, вдоль побережья Северной Америки. Там, где власти были слабые, коррумпированные и часто совершенно беспомощны. В Лондоне царил переполох. Распространенным стало убеждение, что пиратов тысячи. По крайней мере! И что скоро они станут непобедимой.
Нахальные чернокожие
То, что напугало чиновников, стало источником надежды для простых людей. В Америке мало кому везло. Большинство поселенцев прибывало в Кельн без гроша в кармане, и на месте только попадали в долги. Худшая участь была у чернокожих рабов (подробнее на эту тему в другой статье!). Они легко поверили, в спасение от гнета у пиратов. Губернатор багамских островов писал в 1718 году: Негры стали в последнее время настолько наглыми и нахальными, что у нас есть основания полагать, они готовят восстание для побега к пиратам.
В свою очередь для белой бедноты на континенте пираты стали образцом того, как надо организовать общество. Может быть, совершенно бессознательно возбуждали желания свергнуть колониальных властей и... введения в Америке демократии.
Робин Гуд с повязкой на глазу
Как поясняет Колин Вудард в своей книге „Республика пиратов”, для целых городов и деревень пираты стали „народными героями”. Они по-своему были тоже первыми ходатаями независимости Соединенных Штатов Америки. Несколько десятков лет до того, как аналогичная идея получила какое-либо поддержку элиты. Даже моряки Его Величества посланные в погоню за пиратами мечтали о том, чтобы присоединиться к врагу. Если только была для этого возможность – переходили на сторону пиратов. В 1718 году вся группа моряков британского корабля HMS Phoenix вышла ночью, так что на рассвете уже служили под черным флагом против собственной этнической общины.
Очень громкие
Колин Вудард в „Республике пиратов” рассказывает, что пираты быстро сумели: (...) отрезать Великобританию, Францию и Испанию, от за океанических империй колониальных и морских торговых путей, смогли нарушить связь между континентами, а также остановить поток рабов на плантации сахарного тростника в Америке и вест-Индии. И не было бы в этом ничего удивительного, если бы не тот факт, что эти пираты... самом деле никогда не существовали.
Возраст, которого не было
Вопреки представлениям столь же распространенной в XVIII веке, каки сегодня, на Карибах вовсе не гарцевало тысячи преступников в не закона ренегатов. Колин Вудард говорит прямо: Из за воены которая потрясла империю было всего двадцать, максимум тридцать капитанов и несколько сотен пиратов. Сам „золотой век пиратства” не было такого времени. Еще Джон Фиске утверждал, что длился он без малого 70 лет – с 1650 до 1720 года. Потом постепенно этот срок сокращали. Ангус Konstam, автор работы „Piracy. The Complete History” сообщает, что, по мнению известного специалиста Дэвида Cordingly Поттера упомянутый период тянулся от 1698 до 1722 года. Сам Konstam сократил его всего до одиннадцать лет – с 1714 по 1725 год.
Самый короткий период привод несколько раз Колин Вудард. Великолепная эпоха у него всего лишь десятилетие. От 1715 до 1725 года. Значит ли это, что пора перестать занимать голову пиратами? Наоборот. Их было несколько сотен, а благодаря своей продуманной тактикой, умелой пропаганде и смелостью достойной Робин Гуда, повалили на колени самые мощные мировые державы. И нужно, наконец, постараться, чтобы этот подвиг вошел в историю.
источники Autor: Kamil Janicki
Ангус Констам, Пиратство. Полная История, Osprey Publishing, 2008. Маркус Редикер, злодеи всех наций: Атлантические Пираты в Золотом веке, Beacon Press, 2004. Колин Вудард, Республика piratów, эскадрильи, 2014.