Среди музыкальных фанатов, которые больше не являются целевой аудиторией для поп-музыки, распространено убеждение, что музыка уже не та, что раньше. То же самое, что сказал про джаз в 1920-е музыкальный критик журнала New York Evening Post Эрнест Ньюман: «это инструмент на котором обычный человек может наигрывать приятные мелодии; как только сколько-нибудь сильный композитор попробует сыграть свою музыку на нем, этот инструмент сломается в его руках». Такая критика слышалась в 50-е в адрес рок-н-ролла, в 60-е в адрес бит-групп и слышится до сих пор.
Но иногда наука пытается доказать такие утверждения. Согласно этому исследованию, музыка была гораздо веселее, когда ваши родители были молоды.
Утверждение первое: грустнее и медленнее
В докладе «Эмоциональный посыл американской поп-музыки: пять десятилетий в топ-40» авторы Гленн Шелленберг и Кристиан фон Шив анализируют два важнейших элемента самых популярных песен. Взяв самые крупные хиты Биллборда с 1950 по 2010, они сравнили темп - скорость бита - и лад - мажорный или минорный. В большинстве своём, музыка, написанная в мажоре, звучит весело, в миноре - грустно.
Нельзя сказать, что это стопроцентно верный критерий - многие из самых душещипательных припевов Coldplay написаны в мажоре - однако доказано, что публика предпочитает минорные композиции в медленном темпе, типа «Naked» James Arthur. Даже мажорная поп-музыка стала медленнее, из-за чего количество фанатов сократилось, в то время как «эмоциональная составляющая поп-музыки становится более сложной».
Утверждение второе: проще и громче
Следом появилось исследование Испанского национального исследовательского совета, проведённое специалистом в области искусственного интеллекта Хуаном Серра. Он исследовал около полумиллиона поп-композиций почти того же периода (1955-2010), сделав акцент на тональности, мелодической и лирической составляющих. Пришёл он к тому, что поп-музыка стала проще с мелодической точки зрения, в частности в ней реже сменяются аккорды, и что мастеринг ставит целью сделать запись максимально громкой (а, значит, менее динамичной): тенденция примерно на 1 децибел громче за каждые 8 лет.
В интервью Reuters Серра сказал: «мы нашли доказательство прогрессирующей гомогенизации музыкального дискурса. В частности, в количественном отношении разнообразие переходов и комбинаций нот - грубо говоря мелодия + аккорды - значительно сократилось за последние 50 лет».
В докладе даже объясняется причина популярности современных каверов на старые песни: «наше понимание нового строится на простых последовательностях, модном сочетании тембров и большей громкости. Поэтому старая песня со слегка упрощенной последовательностью аккордов, инструментами, которые звучат по-новому и соответствуют последним тенденциям, и современной техникой звукозаписи, повышающей громкость будет казаться новой и модной».
Утверждение третье: антисоциальная и злая
Годом ранее журнал «Психология эстетики, креативности и искусств» опубликовал доклад на тему того, как язык в песнях изменился за последние 30 лет. Для исследования были отобраны композиции из топ-10 американских поп-хитов с 1980 по 2007 год. Анализировалось, как через тексты песен фанаты поп-музыки ассоциировали песни со своим эмоциональным состоянием. «Просто включив популярную музыку на радио, человек может получить понятие о современной психологической характеристике своего поколения».
Выяснилось, что использование местоимений первого лица (например, я) постоянно учащается, это значит, что фанатам больше нравятся песни, отражающие самого исполнителя. Отмечается сокращение использования слов, которые обозначают коллективное и совместное. В то же время участилось использование антисоциальных и агрессивных слов, что отражает нарастание ощущения личной злобы и общественного неспокойствия. Так хорошо знакомые Эминему обвинения.
Утверждение четвёртое: уже не так хорошо, как раньше
Те, кто следит за избирательным процессом понимает, что опросы не дают полной картины. Точно так же, опрашивать людей об их музыкальном вкусе - значит заведомо закладывать долю субъективизма. Все потому, что, когда человека просят обозначить свои предпочтения, он скорее назовёт что-то более классическое, например, Дэвида Боуи, чем недавно появившееся, при этом выбирая всегда лучших представителей прошедшей эпохи. В этом контексте интересен опрос 2014 года, проведённый журналом Vanity Fair, в рамках которого более тысячи взрослых людей задали несколько вопросов относительно их музыкальных предпочтений.
На вопрос, какое десятилетие отмечено худшей музыкой, они отвечали в строгой хронологической последовательности: 42% проголосовало за 2010-е, 15% за 2000-е, а за 90-е, 80-е и 70-е 13%, 14% и 12% соответственно. Читатель может сделать вывод, что опрошенные были примерно одного возраста, но такое мнение часто встречается. 39% опрошенных в возрасте от 18 до 29 лет проголосовал за 2010-е, а из тех, кому за 30, это число составило 43%. Так что похоже, веселее копаться в старых песнях, чем следить за новинками.
Утверждение пятое: чаще повторяется
Повторение - это основа поп-музыки, как В «Tutti Frutti» Литтла Ричардса или «Man's Not Hot» Big Shaq. Дэниэл Моррис в своём докладе 2017 года на тему повторений в поп-лирике утверждает, что современные хиты все ближе к тому, чтобы ограничиться партиями из одного слова.
Lempel-Ziv алгоритм - это беспроигрышный вариант для сжатия данных, выявляя повторения, и Моррис воспользовался им, чтобы изучить 15000 песен из топ-100 Биллборда за 1958-2014 года. Суть заключается в максимальном сокращении текста без потери информации и последующем сравнении «сухого остатка». Он обнаружил два интересных момента. Во-первых, песни за каждый рассмотренный год, попавшие в топ-10 были более повторяющиеся, чем их «соперники». Во-вторых, поп-музыка со временем становится все более повторяющейся. Моррис делает вывод, что «в 2014 году песни были самыми повторяющимися. Среднестатистическая песня 2014-го года «сжимается» на 22% эффективнее, чем песни 1960-го».
Конечно, это не значит, что поп-песни плохи. Они, может быть, становятся медленнее или грустнее, чем раньше, но то, что поп-песни сейчас проще и громче, и в них больше повторений, может это восполнить. Вообще, в исследовании 2011 года под названием «Музыка и эмоции в мозгу: знакомое имеет значение», которое провела группа под руководством Карлоса Сильва Перейры, говорится, что человеческий мозг предпочитает знать, что будет дальше в музыке. Сканирование мозговой активности людей при прослушивании песен показало, что «знание того, что будет дальше - это ключевой фактор эмоционального вовлечения в музыку».
Так что, чем быстрее песня станет знакомой, тем больше вероятность, что человек, листая песни на стриминг платформе, остановится, чтобы прослушать ее ещё раз. Что будет означать, что современная поп-музыка ещё более привлекательна, чем когда либо.
Многие люди не знают, откуда взята статья. Если ты — как раз такой случай, то не забудь подписаться:
Telegram: https://t.me/rusproducer
VK: https://vk.com/rusproducer