СМИ бьют тревогу - численность школьников в Ульяновской области за последние 17 лет сократилась более, чем на 40 процентов. В прошлом году, по данным регионального минобрнауки, число учащихся в регионе составило 114 тысяч человек. Чиновники от образования сетуют на демографическую яму и выражают надежду, что тенденция все же изменится. Но возникает вопрос: кому адресованы их выражения надежд, перед кем они пытаются оправдываться в том, в чем нет абсолютно никакой их вины? Перед народом или перед властью?
Думается, что все же перед властью. Ведь это она постоянно строит несбыточные планы, пребывая в радужных мечтах. Учреждает день зачатия и день массового рождения патриотов, наивно полагая, что ради призрачного «уазика» народ кинется усиленно плодиться. Но люди не власть, они на жизнь трезво смотрят. Без розовых очков.
Реально видится перспектива и некоторым людям, входящим в пул ульяновских политиков. Так, председатель комитета по социальной политике ЗСО Игорь Тихонов считает, что ситуация усугубляется миграционной убылью населения и низкой демографией. В самом деле, в 2017 году миграционная убыль в Ульяновской области составила 1325 человек, что на 79,8 процента превышает показатели годом ранее.
Как видите, тенденция на убыль сложилась не вчера. Две недели назад, в материале «В болоте лжи» (https://life73.ru/2018/05/25/v-bolote-lzhi/) мы уже писали, что с 2004 года по сей день Ульяновская область потеряла в численности 118 тысяч человек, что равно количеству населения второго города области – Димитровграда. Темпы таковы, что впору говорить о тенденции к вымиранию. Что же касается надежд чиновников от образования на преодоление демографической ямы, то и тут в качестве иллюстрации подойдет цитата из материала двухнедельной давности: «По данным Росстата за 2017 год в области родилось 12565 детей, что на 14,0% или 2040 детей меньше, чем за 2016 год (14605 детей) и на 2,6% или 313 человек больше, чем за 2004 год (12252 ребёнка)». То есть, предпосылок к преодолению ямы нет никаких.
На этом фоне совершенно необъяснимо выглядит заявление губернатора Морозова, сделанное им, отметим, не с бабками на завалинке, на одном из официальных заседаний правительства области шесть лет назад. Это заявление о том, что к 2025 году население региона должно составить три миллиона человек. Чем руководствовался он, на что надеялся? На то, что к 25-у году губернатором будет уже не он, и счет за пустую болтовню ему никто не предъявит?
Да, в 2025 году, возможно, будет некому предъявить сей счет. Но его можно предъявить сейчас. И не только губернатору, но и всей его команде. На том самом совещании, где прозвучало «сенсационное» заявление, губернатор озвучил планы по увеличению численности населения. Было отмечено, что пока смертность в регионе продолжает превышать рождаемость, но при этом постепенно рождаемость растет, а смертность снижается. Согласно подсчетам облправительства, сравняются они в 2016 году. Не сравнялись. И в 2017 году население региона сократилось еще на 11 тысяч человек. Значит, областное правительство не в состоянии трезво оценивать ситуацию и улавливать тенденции, а лишь следует в фарватере губернаторских «хотелок», неизвестно, каким ветром занесенных в его буйную голову. И ему плевать, что по прогнозам Ульяновскстата, численность населения Ульяновской области в ближайшие годы будет снижаться и к 2033 году составит чуть более миллиона человек – ему нужно соответствовать губернаторским мечтам и прожектам – они же команда!
Куда эта команда заведет, в конечном счете, регион, если даже реально видящие перспективу люди, выдавая планы преодоления демографического кризиса (а говорить нужно именно о нем), несут, мягко говоря, ахинею? Вот, например, что советует упомянутый выше господин Тихонов:
«Чтобы решить эту проблему, в первую очередь нужно заняться трудоустройством молодежи. Мы должны оказать им максимальную помощь в этом вопросе. Второй момент: продвижение учебных заведений на территории Ульяновской области, которые гарантированно дают рабочие места. Потому что большую часть миграционного оттока составляют люди, которые уезжают из региона учиться или в поисках высокооплачиваемой работы».
Продвижение учебных заведений на территории Ульяновской области, которые гарантированно дают рабочие места. Это как? Как учебное заведение может гарантированно дать работу, если рабочие места в области не создаются? Значит, нужно развивать экономику, причем, свою, а не китайскую, германскую и еще непонятно, чью. Нужно решать социальные проблемы, и не отворачиваться от того, что, например, по СПИДу Ульяновская область лишь на две позиции отстала от топовой десятки самых неблагоприятных в этом отношении регионов (аналогично, кстати, выглядит и ситуация с туберкулезом). Может быть, хватит порхать в облаках, ловя за хвост губернаторские мечтания, и стоит, наконец серьезно обо всем задуматься? И предъявить кое-кому счет за пустой базар…
Александр СЕМЕНОВ