Найти в Дзене
Александр Ложечкин

О дне опричника

— Это больше, чем преступление, это ошибка.
Приписывается Талейрану.

В 2006 году Владимир Сорокин написал потрясающую книгу — “День опричника” (https://www.litres.ru/vladimir-sorokin/den-oprichnika/). Многие считают Сорокина самым главным русским писателем современности, и я с удовольствием присоединяюсь к этому мнению. На мой взгляд через сто лет из нашей эпохи будут помнить Сорокина и дай бог Пелевина. Но Сорокина, конечно, первым, хоть по популярности он и уступает Пелевину. Но что делать, проза у него посложнее и посерьёзнее.

Я редко и мало слушаю аудиокниги, но с “Днём опричника” так получилось. Я тогда ещё жил в Москве, много стоял в пробках, и забавлял себя книжками. И с этой книгой помню много раз, уже приехав куда надо, я ещё долго сидел и слушал, не мог оторваться. Из-за сюжета, из-за потрясающего языка. Ну ещё и из-за невероятного Михаила Ефремова, который озвучил эту книгу.

Но самое главное — из-за невероятного уровня предвидения, который показал Сорокин. До этого у меня такое ощущение было от книги “Москва 2042” Владимира Войновича (https://www.litres.ru/vladimir-voynovich/moskva-2042/), который ещё в 1986 году предсказал, что со временем КГБ, КПСС и РПЦ объединятся и встанут во главе государства, управляемого КПГБ — коммунистической партией государственной безопасности. Очень рекомендую прочитать — до сих пор не понимаю, как в 1986 году Войновичу удалось предсказать пробки, который объезжают кортежи с мигалками по встречной полосе и как ему удалось угадать сращивание церкви с властью в виде уморительно-страшного генерал-майора религиозной службы Отца Звездония.

Но сейчас о “Дне опричника”. Поводом к написанию заметки стала статья главреда “Секрета фирмы” Николая Кононова “Россия — страна карликовых предпринимателей. Примите это” (https://secretmag.ru/opinions/rossiya-strana-karlikovykh-predprinimatelei-primite-eto.htm).

Я вообще сторонюсь политики. Считаю её очень грязным делом и стараюсь построить свою жизнь так, чтобы разные политики и государства как можно меньше на меня влияли. Не верю я, что в политике в принципе могут быть честные люди, что у власти, что в оппозиции. Поэтому во многих резонансных историях последних лет я старался занимать нейтральную позицию, чем заставлял моих либерально-настроенных друзей и знакомых записывать меня в “ватники”. Впрочем, великодержавные мои друзья-охранители всегда считали меня, наоборот, белоленточником и “навальнистом” (хоть к Навальному я всегда и относился крайне сдержанно, если не сказать больше). В общем, били меня и те и другие.

Но я всё равно всегда старался понять и увидеть картинку не только с одной стороны. И в резонансных делах последних лет я старался увидеть в том числе и рациональное зерно. Обвиняют чиновника государственной организации и заодно брата оппозиционера? На мой взгляд, обвинение и наказание чрезмерно жестокое, но не сказать, чтобы совсем безосновательное. Да, каждый второй чиновник создаёт свою фирмочку, помогающую ускорять процессы в подведомственной ему сфере, но почему-то осудили только того, кто перешёл дорогу власти. Сажают в тюрьму одного олигарха? Мой вопрос не в том, за что посадили этого (понятно, что за политические амбиции), а в том, почему остальным таким же дают ордена, государственные заказы и защищают за счёт налогоплательщиков от санкций. Даже в деле прекрасного (без сарказма) театрального режиссёра я вижу и желание власти побороться с чёрным налом и бесконтрольным расходованием бюджетных средств, хоть и категорически не поддерживаю какую-то звериную и абсолютно неоправданную жестокость, проявленную по отношению к обвиняемым.

Даже для абсолютнейшей глупости, проявленной властью по отношению к Телеграму, я готов попробовать придумать мотивацию. Глупейшую, недальновиднейшую, примитивнейшую, но мотивацию. А хоть с каким-то объяснением уже легче принять. “Хотели, как лучше”.

Но вот дело против Фёдора Овчинникова я не могу объяснить никак и ничем. И ещё я понял, что именно это дело станет для меня тем водоразделом, после которого я уже буду готов выйти на митинг, пусть пока и виртуальный. Фёдора я знаю очень давно. Мы давно с ним сотрудничали, помогали переводить Dodo Pizza в облако, много делали совместных проектов. Я много раз встречался и общался с Фёдором и с многими сотрудниками Dodo Pizza. Фёдор — потрясающий человек, построивший потрясающую компанию, которая, я уверен, будет продолжать расти и ещё всех нас поразит (несмотря на то, что уже поразила).

Один из основных и главных принципов, на котором построена эта компания — прозрачность и открытость. Про Dodo Pizza в интернете можно узнать всё — финансовые отчёты, внутренние презентации для сотрудников, даже посмотреть вебкамеры, показывающие все этапы производства.

И вот теперь власть подозревает Фёдора в том, что он построил свою компанию для того, чтобы возить наркотики из Южной Америки! И что весь бизнес Dodo Pizza — это прикрытие для этого преступного бизнеса. И на основании чего? На основании анонимного письма! Да вы там все совсем что ли?! Зная всё, что я знаю о Фёдоре и Dodo Pizza я готов поручиться, что вряд ли что-то может отстоять дальше от реальности, чем это нелепое подозрение.

Поэтому мне и вспомнился “День опричника” Сорокина. Который описывает нашу страну в 2027 году. В 2006 году это всё представлялось каким-то совсем фантастичным. А в 2018, к сожалению, вполне реальным. Страна окружена забором. Зарабатывает на двух вещах — экспорте газа (хорошо, не “вторичного продукта”, как у Войновича!) и транзите китайских товаров в Европу (с этим пока хуже). Всем управляют опричники, главная цель которых — удержать на месте насквозь коррумпированную власть.

Я очень горжусь нашей страной и тем, что я родился и вырос в России. Я уверен, что у нашей страны — прекрасное будущее. Благодаря нашей потрясающей культуре, огромному количеству невероятно умных и талантливых людей. Но для этого очень важно, чтобы этим людям позволяли делать то, на что они способны. Я очень надеюсь, что всё происходящее с Фёдором сейчас — чудовищная ужасная ошибка. Которую всё ещё не поздно исправить.

На мой взгляд время, когда войны выигрывались оружием и насилием, давно прошло. Все войны последнего времени были войнами культурными (хоть и без насилия не обходилось). А империи держались скорее на языке (и, следовательно, на культуре), чем на силе. Я, возможно, скажу глупость, но мне кажется, что Советский Союз проиграл в холодной войне прежде всего культурную и идеологическую войну, а уже потом экономическую и силовую.

В своё время Советский Союз появился на фоне очень мощной волны обновления культуры. Маяковский, Прокофьев, Эйзенштейн, Малевич — эта волна новой культуры снесла всё утлые постройки прошлого. Это всё принесло обновление и кучу энтузиазма, которая здорово помогла Советскому Союзу совершить прорыв в начале века. Но потом весь мир пошёл дальше, а Советский Союз остался там же, где и был. И поэтому, когда на Западе возникла новая волна культуры, все вот эти Beatles с Элвисами Пресли, Селлинджерами и т.д., Советский Союз сделал попытку оставаться актуальным со своими шестидесятниками, но потом очень быстро закопал всё это бульдозерами вместе с выставкой художников и стилягами.

Но, как сказал Виктор Гюго,

Ни одна армия не может противостоять силе идеи, время которой пришло.

Так же и здесь. Поколения меняются. Каждое следующее поколение начинает с того, что отрицает достижения прошлого. И задача старших — не пытаться с этим бороться (так как бороться всё равно невозможно), а пытаться интегрировать перемены вместо того, чтобы консервировать достижения. Какими бы хорошими они не были! И, к сожалению, я вижу что сейчас наша стареющая власть может повторить ту же ошибку и пытаться бороться с трендами, которые будет всё равно не победить.

А от Фёдора, я надеюсь, отстанут.

Оригинал заметки.