Найти в Дзене
Mare Nostrum

Исторические предпосылки существования двух Америк

В текущей статье будут рассмотрены объективные причины, по котором Латинской Америке, несмотря на огромный человеческий и ресурсный потенциал, не удалось стать вторыми США, а также в чём вообще заключалось различие между колониальными системами Англии и Испании XVII века – в самый разгар колониальной эпохи.

Внешний вид ранних колониальных поселений
Внешний вид ранних колониальных поселений

Начать стоит прежде всего с внутреннего устройства обеих империй. Англия в XVII веке переживала бурный экономический и политический подъём. Крестьяне в большинстве своём обладали личной свободой, но большая их часть находилась в сеньориальной зависимости перед феодалами за держание надела и по сути не имела права им распоряжаться – эта группа называлась копигольдерами. В связи с происходившим в Англии огораживанием – банальным отбором земли у крестьян – копигольдеры массово теряли земельные участки и были вынуждены либо становиться батраками, либо искать счастья на мануфактурах и в городах. Но в большинстве случаев банально становились бездомными. Чуть позже это станет большой социальной проблемой для Англии. Огораживание происходило из-за того, что английская шерсть и товары из неё стали цениться за рубежом, текстильное производство стало невероятно выгодным делом, поэтому лорды просто отнимали землю у крестьян, превращая их в пастбища, и продавая предприимчивым дельцам ресурсы для производства. Таким образом, В Англии начало бурно развиваться капиталистическое хозяйство и мануфактуры. Разумеется, стоит учитывать традиции английского парламентаризма, которые окончательно закрепились после Славной Революции.

Английские колонии в Северной Америке к 1689 году
Английские колонии в Северной Америке к 1689 году

В Испании дела обстояли иначе. Значительно количество регионов Испанской короны - Арагон, Андалусия, Неаполь – обладали внушительной внутренней автономией – так называемые фуэрос. Король не имел права вводить новые налоги и сборы в этих областях без обсуждений с органами местного самоуправления. Внутренние таможенные барьеры замедляли развитие экономики. Крестьянство также было лично свободным, но несло тяжёлые повинности перед дворянством – процесс отказа от феодальных пережитков в Испании несколько затянулся. К началу XVII века Испания находилась на пике своего экономического и политического могущества. Часто звучит мнение, что якобы упадок испанцев обусловлен тем, что они жили исключительно на ввезённом из Америки золоте и серебре, не вкладывали ничего в производство, а потому и загнулись, в то время, как в Англии строились мануфактуры и ускорялась урбанизация. Здесь есть некоторое зерно истины, но очень малое. Да, развитие производства происходило здесь намного медленнее, дворянство не спешило включаться в торговлю и мануфактуры, считая эти занятия низкими и не достойными человека знатного происхождения. В целом экономика Испании развивалась, пусть и медленнее, чем в Англии с Нидерландами. Испанцы действительно получали колоссальную выгоду с богатств Индий, но здесь кроется несколько деталей.

Испанские владения в Южной Америке к XVII веку.
Испанские владения в Южной Америке к XVII веку.


1. Испания обладала монополией на торговлю со своими американскими колониями. Где-то к концу века население Испанской Америки почти сравнялось с населением метрополии и составляло около 8 миллионов человек. Очевидно, в колониях развитие промышленности шло ещё медленнее, чем на континенте, но для жизни и разработки полезных ископаемых нужны были промышленные товары. Испания просто не могла обеспечить своей экономикой весь колониальный спрос. Ей приходилось брать кредиты у ростовщиков и других государств и закупать промышленные товары для колоний. Испанцам приходилось покупать в кредит товары для колоний за рубежом, перепродавать в Америки, а затем полученные деньги от продажи и просто вывезенное серебро сразу отдавать с процентами ростовщикам. Получалось, что внутри страны богатство почти не задерживалось – можно сказать, что испанская экономика работала вхолостую.

2. Торговцы предпочитали вкладывать навар в покупку земель, дворянских титулов, государственных должностей и в прочие феодальные радости. Тем не менее, Америка была основным источником денег в государственный бюджет – около четверти доходов Испании формировались за счёт различных сборов, тарифов и пошлин из колоний, а также за счёт перуанского серебра.

3. В течение века очень сильно вырос промежуток, в течение которого власти Испании снаряжали галеоны для вывоза ресурсов и денег из колоний – ко второй половине века корабли совершали экспедиции примерно раз в пять лет. Добавьте к этим кассовым разрывам регулярные атаки пиратов, огромную стоимость экспедиции, различия в денежно-финансовых системах, внутренние таможенные барьеры на континенте.

Теперь рассмотрим, несколько ключевых пунктов, по которым отличались колонии Англии от колоний Испании.


1. Характер заселения территорий и взаимодействия с местным населением
Англия была заинтересована в том, чтобы максимально заселить своими людьми свободную территорию. Индейцы нещадно сгонялись и выживались с земель, подвергались гонениям. Английские колонии формировались по сути исключительно из европейцев, строились города и населённые пункты, распространялось рабство. Индейцы в социальной структуре английских колоний просто не существовали и вытеснялись всё дальше за расширяемые территории. Англичане одни из первых стали использовать колонии как социальный клапан, выгоняя за пределы родного острова нищету, преступников и других маргиналов. Контрактные служащие до начала эксплуатации африканского населения составляли внушительную часть рабочей силы Новой Англии.
У испанцев всё было по-другому. Испанцы были заинтересованы в установлении господства над коренным населением. Они сохраняли привилегии родовой знати, умело встраивали социальные структуры в свои собственные, устанавливали протекторат над племенами – в общем, пытались не выжить индейцев с земли, а установить над ними своё владычеством. Индейцы составляли внушительную часть населения Испанской Америки. Это приводило к замедлению развития социальных институтов, сращиванию социальных структур Европы с традиционными индейскими – очевидно, здесь было тяжело родиться идеалам демократии и представительства.

2. Характер управления колониями
В Англии колонии основывались в большинстве своём либо торговыми компаниями, либо частными лицами. Исход пуритан в Северную Америку с намерением построить утопический Град на Холме, их религиозный фанатизм и протестантская этика, сдержанность и любовь к труду позволили пуританским колониям значительно развиться экономически. Веротерпимость колоний привлекали новых мигрантов со всей Европы, однако нелюбовь к католикам была одним из объединяющих социум факторов. Многообразие видов собственности колоний приводила к многообразию форм управления в них. Во многих колониях существовали ассамблеи и другие представительные органы. Англичане не завозили в колонии феодальные пережитки, поэтому колонии развивались изначально без сопротивления со стороны аристократии – это также было одной из важнейших причин возвышения США. При этом колонии были в значительной мере обособлены друг от друга – а, как известно, раздробленность пусть и несёт в себе опасные тенденции, ведёт к развитию областей. Испанские колонии были изначально подчинены короне, управлялись короной, а еще в них завезли остатки феодализма – земельные участки выдавались, покупались, а потом новоиспечённый владелец жил за счёт ренты. В принципе, это не сильно отличалось от колониальных устоев Англии, кроме наличия повинностей. Но именно нюанс феодального владения землёй очень тормозил рост экономики и развитие капиталистических отношений в колониях – что в дальнейшем привело к сложным и малоэффективным попыткам реформации того, чего в принципе можно было избежать.

3. Экономическая система
Колонии обеих стран в конце концов стали строиться на угнетении африканских рабов, потому что в условиях наличия нескончаемого потока людей и нескончаемого количества новых достаточно плодородных земель рабство становится невероятно эффективным. При этом чёрный цвет кожи стал уникальным социальным маркером – негр = раб, что исключало возможность бегства и неподчинения. Это помогало искать беглых рабов и усиливало социальное расслоение. Рабский труд приносил огромную выгоду, рентабельность рабовладельческих плантаций достигала 100%. Хотя с выгодой работорговцев и занимавшихся треугольной торговлей это не сравнится – она давала выгоду в сотни процентов, а часто и в тысячу. Обе страны занимались в основном плантационным земледелием. Основной культурой Испанской Америки стал сахарный тростник, Новой Англии – табак и другие культуры. Однако при этом Южная Америка была богата серебром и золотом – перуанское серебро стало одним из основных источников испанского богатства. Уровень урбанизации в Испании был низким, хотя в Лиме и Мехико проживало больше 100 тысяч человек, по тем временам эти города были огромными мегаполисами – в XVII веке на всю Европу было 11 городов с населением больше 100 000 человек. В Англии общий уровень урбанизации был выше, но города обычно были маленькими – это было связано с экспансионистской политикой, описанной ранее. Между регионами путевое сообщение было налажено отвратительно, качество дорог было низким, внутренние таможенные пошлины и прочие элементы протекционистско-меркантилистской экономики XVII века замедляли развитие городов и миграцию в них.

Как мы видим, основное различие колоний состояло в состоянии их социальных институтов. Колонии Северной Америки изначально развивались без сопротивления со стороны феодалов, в них проявилась вся полнота современных политико-правовых учений, а наличие в Англии парламента, в котором не были представлены колонисты, формировало особую оппозицию к метрополии и формирование общественного самосознания. И хотя колонии были значительно разобщены, их политические институты находились в зачаточном состоянии, а северо-американская нация ещё не ощущала себя таковой, многие достижения метрополии помогли колониям позже превратиться в одну из наиболее развитых стран мира.
Испания же перенесла свою внутреннюю структуру в колонии почти полностью. Оппортунизм местных правительств, временной лаг в коммуникациях, коррупция, неповоротливость управления, удивительное переплетение индейских и испанско-португальской культур, экономическая система привели к формированию особого ибероамериканского мировоззрения, которое значительно отличалось от мировоззрения населения колоний Новой Англии. Через сотню лет, в конце XVIII-началу XIX века колонии обеих стран получат независимость, но их исторические пути, к сожалению, полностью разойдутся.