Известная поговорка гласит: "Не верь своим глазам". Современное продолжение к ней говорит: "... пользуйся мозгом".
Ну а нецензурный вариант этой максимы рекомендует не верить тому, что написано на заборе в слове из трёх букв, а предлагает подойти к ограждению и "постучав, убедится в том, что это - дерево".
Мы живём в мире победившего информационного общества. Причём учёные и исследователи ещё только пытаются определить принципы построения такого рода цивилизационного уклада, а люди уже его строят. Каждый день, каждую минуту. Кстати, если вы читаете эту статью (ну, или любую иную), то вы тоже участвуете в построении такого уклада. При этом, что важно "информационное общество" - это отнюдь не общество умных или информированных людей и тем более, не "мир победившего знания". Это мир информации, информации в большинстве своей малозначимой и некачественной, в которой люди тонут и вязнут, бесконечно пытаясь найти нужные им крупицы знания, но натыкаясь на очередной броский заголовок, завлекающий анонс или же "невероятное экслюзивное предложение", мимо которого якобы невозможно пройти.
Отсюда, кстати, и выработавшаяся у нас практика невозможности прочтения длинного текста. Если наш виртуальный собеседник, будь то рекламное объявление, телевизионная передача или же статья в сети не смогла нас заинтересовать с первого-второго абзаца, то всё, считай пропало. Бессмысленно вываливать "соль" в последнем абзаце, если в первых строках не было "перца".
Как ни парадоксально, первой это почувствовала... порно-индустрия, которая перешла от классического сюжета "сантехник пришёл починить кран, а навстречу ему вышла очаровательная блондинка" к практике убогих интернет-трансляций миллионов любителей, которые делают всё то же, что и в старых порнофильмах, только с минимальным вступлением. А любезный "наше всё" Pornhub даже подсветит вам нужный момент времени, где и прозошло всё самое главное на представленном вам часовом видео. Сделано это, кстати, будет с учётом всех достижений социальной инженерии: где большая часть зрителей перешла от перемотки к плавному просмотру, там и будет пик на графике под видео. И не надо тратить время на "дочитывания", всё наглядно и понятно. Можно подойти к забору за каких-то пять секунд, если ты уже внутренне готов.
Попытки бороться с такого рода "девятым валом" некачественной информации выглядят на сегодняшний день откровенно слабо. Например, желание ограничить отправителя сообщения путём запрета кликбейта ("способа построения заголовка, который допускает искажение смысла текста ради того, чтобы заинтересовать читателя" в определении Яндекса) может быть реализовано весьма условно. Так как нормы любого языка позволяют легко обойти такие весьма нечёткие правила. "Угадай, кто изображён на этой детской фотографии!" (заглавие, фото). Текст статьи: "Леонид Ярмольник". Правила соблюдены, Яндекс. Вас поимели, читатели.
Мир плодящейся и экспоненциально растущей в объёме информации объективен. Но это отнюдь не мир ноосферы Вернадского, который ходил в тихую и чистую библиотеку и спокойно читал там Платона. Это мир бурлящей грязи, в которой на тебя с десятка сторон кричат: "Прочитай! Посмотри! Купи! Удели своё внимание!". Это ноосфера, которую мы заслужили. И, более того, даже создали своими руками.
Хочется верить, что это мир изначального "информационного бульона", из которого возникнут некие сущности, которые смогут в нём жить и развиваться.
В противном случае - стоит лишь процитировать Аркадия Аверченко с его бессмертными "Этапами русской книги"
"— А я за городом был, прогуливался... На виселицу любовался; поставлены у заставы.
— Тоже нашли удовольствие: на виселицы смотреть!
— Нет, не скажите. Я, собственно, больше для чтения: одна виселица на букву Г похожа, другая на П. Почитал и пошел."
Ведь 146 знаков Twitter-а - это не предел, есть ещё куда падать.
И да, если что, в настоящей жизни, а не в фотошопе фотография этого места выглядит вот так:
В принципе, не намного лучше с точки зрения самого информационного сообщения. Единственно, что без "резко отрицательных высказываний в адрес носителей некоторой системы ценностей (религиозной, национальной, культурной или субкультурной)". И гуси могут спать спокойно. Правила-то соблюдены.