(1968-2001) Цикл фэнтези-романов американской писательницы Урсулы Ле Гуин о мире, где великой силой обладают имена вещей и явлений.
Земноморье — это огромный архипелаг, населённый самыми разнообразными народами и существами: от светловолосых варваров на севере до драконов на западе. У народов нет ни единой культуры, ни общей религии, объединяет их лишь Истинная речь — особая магия, основанная на знании настоящих имён. Зная, например, настоящее имя ветра, можно заставить его дуть в нужном направлении, а уж над живыми существами знание истинных имён даёт полную власть.
Главный герой первой книги, вышедшей в 1968 году — юный Гед, мальчик-простолюдин, который неожиданно открывает в себе способности к магии. Он спасает свою деревню от нападения варваров и попадает в ученики к бродячему магу. Однако вместо того, чтобы сделать из мальчика великого колдуна, бродячий маг пытается научить его смирению и спокойствию. Безуспешно — с этого и начинаются события, отголоски которых будут звучать над Земноморьем ещё много лет.
В 1971 году Урсула Ле Гуин выпустила роман «Гробницы Атуана», который до последнего момента делает вид, что не имеет никакого отношения к миру Земноморья. И это по-своему гениальный сюжетный ход: главная героиня, маленькая Арха, с рождения живущая взаперти в гигантском храме, не имеет ни малейшего представления о том, что находится за его пределами. До тех пор, пока не встречает Геда.
Третья книга цикла, «На последнем берегу», вышла в 1972 году и поставила точку в истории, которая началась ещё в первой части. Геду и его новому ученику предстояло побывать в самых отдалённых уголках Земноморья и отправиться ещё дальше — покинуть мир живых.
Вернулась к циклу Урсула Ле Гуин лишь в 1990 году, написав трагичный роман «Техану», в котором намного важнее был мотив поиска себя, старения, одиночества. Можно быть сколь угодно великим магом, но какой в этом толк, если в старости ты остался без близких людей? Окончательно разрушила и, вместе с тем, создала заново мир Земноморья Урсула в 2001 году — роман «На иных ветрах» стал самой спорной, самой скандальной частью серии. Отчасти потому, что каноны предыдущих книг были погребены под ворохом новых идей, отчасти — потому что книга оказалась на голову умнее и сложнее предшественников.
А от экранизации «Земноморья» держитесь подальше. Даже сама Ле Гуин, увидев то, что сотворили с её романами, выпустила несколько громких и разоблачительных заметок. И поделом.
Автор: Денис Божинский