Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Кабачковое кино

В начале 1970-х, года примерно до 1975-го, в советском кинематографе наблюдалось появление особого типа комедий. Возможно, им даже есть специальное, вполне научное название - быть может, французское, ибо здесь шёл перепев «Шербурских зонтиков» и «Девушек из Рошфора».

Наши - не отставали. В них - этих кинокартинах - было много музыки, танцующих блондиночек в мини-юбках (как вариант - парней в клешах), плосковатых, но радостных шуток и - общее ощущение солнечности. Мир в этих фильмах оказывался похож на потёмкинскую деревню, в которой вот-вот наступит коммунизм.

Кроме того, в этих лентах - ленточках - совершенно не было ощущения ...советской власти. Если в радостных, но при этом - суровых фильмах предыдущего десятилетия Агитпроп держал свои позиции совершенно осмысленно, то здесь... Нет.

Советские люди в советских же условиях шли семимильными шагами в космическое Грядущее, то здесь Грядущее куда-то запропастилось - оно заволоклось картонными облаками и накрылось...нет, не медным тазом, а красивым, искусственным Солнцем.

Кадр из фильма «Жили три холостяка». 1973.
Кадр из фильма «Жили три холостяка». 1973.

Зато всем стало еще веселее, причём по иному поводу. Удачный фильм из этого «жанра» - это, например, «Иван Васильевич меняет профессию», но в нём есть гайдаевская «изюминка», поэтому он, скорее, исключение, чем правило. Есть ещё неплохой ретро-вариант - «Лев Гурыч Синичкин», который всё-таки значительно уступает экранизации 1956 года («На подмостках сцены»).

Наиболее ужасный фильм из этой серии - «Летние сны». В двух словах - красивых-музыкальных сельских руководительниц играют Гурченко и Фатеева, а брутальные водители самосвалов пляшут в оранжевых и жёлтых рубашках. Само по себе смешно.

Но таков был закон того жанра - много стройных красавиц в импортных париках и цветастых батниках made in Poland. Кстати, о Poland-e. Ещё в середине 1960-х на ТВ появился знаменитый Кабачок 13 стульев, где артисты Театра Сатиры шутили и танцевали в интерьерах польской жизни.

Кадр из фильма «Летние сны». 1972.
Кадр из фильма «Летние сны». 1972.

Такое ощущение, что указанные фильмы начала 1970-х - это логическое продолжение Кабачка. Так сказать, «кабачковые фильмы». Песни, танцы, модные юбки, мальчики в оранжево-сине-жёлтых рубашечках, сюжет ни о чём, но очень привлекательный. Эти кабачковые ленты, за редким исключением, смотреть весьма приятно.

К тому же, они странно коротки - чуть более часа - не напрягающий формат плюс не напрягающее содержимое. В возрасте 5-6 лет - самое оно - именно этими кабачками - советскими, болгарскими и ГДРовским - было буквально наполнено моё детство и, в общем-то именно они, наряду с Кабачком и спектаклями Театра Сатиры (вроде «Проснись и пой!») создавали вечное ощущение праздника.

Немного позже возникли всевозможные «Труффальдино из Бергамо» с «Небесными Ласточками», - в развлекательном жанре победила ретро-линия, а пока - девушки в кудрявых париках били чечётку и пели одинаковыми голосами о чём-нибудь приятном и неизменно полезном.

Кадр из спектакля Театра Сатиры «Проснись и пой». 1973.
Кадр из спектакля Театра Сатиры «Проснись и пой». 1973.

Помимо солнечного света, в этих фильмах было много нежно-голубых и других пастельных оттенков. Очаровательный мир, в котором самая большая неприятность - это лёгкое недоразумение, решаемое при помощи песен и танцев.

Это очень «городское кино», даже, если внезапно показывали деревенскую жизнь, как, например, в кинофильме «Невеста с севера». Даже тут не возникает никаких проблем - трудовые подвиги или, скажем, партсобрания остаются за кадром, а в кадре - идеальные дома с идеально подогнанными занавесками.

В этих фильмах - великолепно решено пространство - очень много воздуха и дорог, причём, эти дороги вовсе необязательно топтать своими ногами, обутыми в походнические кеды.

Потому что все дороги можно объездить на автомобиле. На нашем, советском авто по голубым дорогам нашей советской страны, где всё так уютно и вкусно подано, а сексапильные (советские!) официантки завсегда танцуют с подносами.

Кадр из фильма «Три дня в Москве» . 1974.
Кадр из фильма «Три дня в Москве» . 1974.

В сценарии же не указывалось, что действие происходит в заганичном Буржуинстве или ещё в какой-то параллельной реальности. Как уже отмечалось, мир в кадре - весьма условен. Советское пространство постулировалось, но не подчёркивалось.

Оптимизм бил через край. Герои фильмов - тоже очень приятны на вид. Как, например, герой фильмов «Семь невест ефрейтора Збруева» и «Три дня в Москве» - такое чувство, что это один и тот же человек. Впрочем, их играет один артист - Семён Морозов, актёр-праздник, невероятно точно вписывающийся в атмосферу эпохи.

И песенки ни о чём, но очень, очень хорошие: «Одна снежинка - ещё не снег, ещё не снег... Одна дождинка - ещё не дождь». Почему этот кабачковый жанр вдруг возник? Возможно, тут есть много причин, одна из которых (а, возможно, и самая главная) - это появление подобных вещей на Западе.

Кадр из фильма «Звезда экрана». 1974.
Кадр из фильма «Звезда экрана». 1974.

Другая возможная причина - это усталость от социального, коллективного, даже, я бы сказала, планетарного оптимизма 1960-х. Но улыбка-то осталась и её надо было как-то использовать. Отсюда некоторая натянутость и натужность смеха, плосковатость шуток, кабачковость жанра.

Весёлость шестидесятников, порождённая ощущением нужности, сменилась беспричинной, но очень буйной весёлостью повзрослевших и погрузневших (а может и погрустневших) людей. Яркость батника и мажорность песни взамен яркости бытия.

Кроме того, именно в эти годы от конкретного и большого дела перешли к словам о деле. Даже так - к Словам О Деле. Отсюда и бесконечные танцы девушек-стюардесс / девушек-официанток - покажем в танце наш отменный сервис! Кстати, это беспроблемное кино тогда здорово ругали критики - именно в связи с полнейшей нежизненностью... Но искусство - это всегда отражение жизни, поэтому нежизненного искусства попросту не бывает.

Текст взят их моего блога в ЖЖ - zina_korzina (c)

Еда
6,93 млн интересуются