Понятие Project Manager появилось в России относительно недавно, однако всегда в компаниях были люди, которые представляли собой мост между клиентом и исполнителями. Чаще всего менеджеров проектов можно встретить в компаниях, занимающихся разработкой ПО, мобильных приложений и сайтов, однако этим сфера их применимости не ограничивается. За всю историю существования данной должности уже появились несколько однотипных ситуаций, вновь и вновь сносящих голову проектным менеджерам. Если вы - "ТИПИЧНЫЙ PROJECT MANAGER" или человек, постоянно общающийся с клиентами - посмотрите нашу подборку и посчитайте, со сколькими подобными случаями вы встречались в своей жизни.
1. "Хотелки" клиента
Все вы видели видео про 7 красных линий (если нет - вот видео)
Самое сложное - не понять, что хочет клиент. Самое сложное - понять, что ему на самом деле нужно. Всем знакома ситуация, когда клиент говорит что-то вроде: "Хочу сайт, чтобы вот тут была большая красная кнопка, а вот тут синий плавно в зеленый переходил, а вот тут чтобы музыка успокаивающая включалась и шарики летали!" А все потому, что он у соседа Петра Сергеевича такой видел, а у Петра Сергеевича клиенты много покупают, идет бизнес.
И в таких ситуациях всего два варианта - делать как хочет клиент или тратить огромное количество времени на обследование его бизнеса и выявление действительно необходимого функционала. Конечно, предпочтительнее 2 пункт, ведь вы сделаете бизнес клиента лучше и можете заработать неплохую репутацию. Но не всегда - все зависит от самого клиента. Иногда намного проще сделать эти летающие шарики, немного заработать и уйти в поиски действительно стоящей задачи.
2. Козел отпущения
Во всем виноват проект-менеджер! Всегда. Не успели в дедлайн? Менеджер неправильно расставил приоритеты. Реализовали не то? Менеджер неправильно описал требование. Полетел сервак? Ну ты же опытный, мог это предсказать. К сожалению, большинство проблем проекта сваливаются на менеджера, и мало кто способен это выдержать. Тут ничего не поделаешь, нужно просто быть готовым к рискам на каждом этапе и уметь оперативно решить все вопросы. Небольшой совет - не забывайте, что все мы люди и всем свойственно ошибаться. И если цена ошибки высока - нужно перестраховываться заранее!
3. Страна проблем
Вряд ли найдется менеджер, у которого хотя бы один рабочий день прошел спокойно. Мы то и дело слышим:
"Я дизайнер, я не успею дорисовать!",
"Я верстальщик, дизайнер нарисовал плохо - не верстается!",
"Я разработчик, тут задача в разы сложнее, в спринт не успеем!"
"Я клиент, где вот эта штука, которую я просил!"
Привет, многозадачность, стресс и бессонные ночи! Я в режиме "разгребаю траблы".
4. Сложнее, чем звучит
С опытом менеджер проектов начинает разбираться в технических тонкостях (несли не разбирался до этого). Это, конечно, приносит большую пользу, ведь уже на этапе сбора требований он может предварительно оценить те или иные задачи. Но как часто нам приходится слышать от клиентов "Хочу такую фичу, это же изи - сделайте и все". И как сложно бывает объяснить, что эта "фича" на самом деле реализовывается долго, окольными путями и силами нескольких программистов. И в итоге получается:
- "Это же всего лишь красная кнопка - 2 строчки кода! Не говорите мне, что это долго!"
-"Вставить красную кнопку - конечно очень быстро. Но вот заставить ее выполнять какие-то действия - уже дольше"
5. Дедлайн - есть дедлайн!
"Спросим о примерных сроках - потом скажем, что это дедлайн" - наверное этому учат на специальных "курсах заказчиков". Ночная работа разработчиков, мат техлида и нервный срыв менеджера перед дедлайном - наверное, отличительный признак сферы проектной деятельности. Но вот несправедливость - все после дедлайна отсыпаются, а бедняга проект-менеджер с дергающимся глазом проводит презентацию и выслушивает комментарии заказчика!
6. Проекты в наследство
Не повезло - это когда ты пришел в уже действующий проект. Еще больше не повезло - если там была корявая документация.