Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Дракон: История Брюса Ли

(1993, США) Кино казалось потенциально интересным по двум причинам: над ним работал будущий режиссер "Форсажа" и "Трех Иксов" Роб Коэн, а в основу местного сценария легла биография Брюса Ли, написанная не кем-то со стороны, а его женой Линдой. Причем книга так и называется - "Брюс Ли: человек, которого знала только я". Так что не доверять ее названию не было ни малейших оснований. Действительно, ну кто еще на всём белом свете напишет самую правдивую из книг о человеке-легенде, как не самый близкий ему человек? Да и за право экранизировать эту историю киностудии, небось, устроили бы драку, пускай в начале 90-х популярность Брюса Ли была уже не такой, как за 10-20 лет до этого. Вот только выбор актера на главную роль озадачивал. Даже с учетом того, что большинству из нас все китайцы кажутся на одно лицо, хватало и одного взгляда, чтобы убедиться: не похож Джейсон Скотт Ли со своими широко посаженными глазами на своего героя-однофамильца. Да, он тоже неплохой кунг-фуист, и с актерской и
Оглавление

(1993, США)

Кино казалось потенциально интересным по двум причинам: над ним работал будущий режиссер "Форсажа" и "Трех Иксов" Роб Коэн, а в основу местного сценария легла биография Брюса Ли, написанная не кем-то со стороны, а его женой Линдой. Причем книга так и называется - "Брюс Ли: человек, которого знала только я". Так что не доверять ее названию не было ни малейших оснований. Действительно, ну кто еще на всём белом свете напишет самую правдивую из книг о человеке-легенде, как не самый близкий ему человек? Да и за право экранизировать эту историю киностудии, небось, устроили бы драку, пускай в начале 90-х популярность Брюса Ли была уже не такой, как за 10-20 лет до этого. Вот только выбор актера на главную роль озадачивал. Даже с учетом того, что большинству из нас все китайцы кажутся на одно лицо, хватало и одного взгляда, чтобы убедиться: не похож Джейсон Скотт Ли со своими широко посаженными глазами на своего героя-однофамильца. Да, он тоже неплохой кунг-фуист, и с актерской игрой у него всё в норме, и фирменные ужимки Брюса он, когда надо, имитирует, но при всём старании гримеров никакого внешнего сходства у этих двух Ли нет и в помине... Очень странный кастинг, тем более с учетом яркой узнаваемости оригинального образа.
Впрочем, непохожесть Джейсона на Брюса оказалась самой наименьшей бедой картины. А наибольшая заключается в том, что нам опять наврали в три короба. Реализма в фильме не больше, чем в индийской мелодраме в духе "Танцора диско". И это несмотря на то обстоятельство, что "Дракон..." был снят в Штатах и мог в принципе обойтись без попсовых клише. Опять нам вешают на уши лапшу про то, что, открыв в Сиэтле школу боевых искусств, Брюс Ли, якобы, вызвал гнев неких олдскульных мастеров за то, что выдавал американцам какие-то, блин, Великие Секреты Китайского Мордобития. И тогда обиженные мастера выставляют против него своего лучшего бойца, дабы тот одолел Брюса в поединке, но Брюс побеждает его, однако подлый гад нанес ему удар в спину и повредил позвоночник. После чего Брюс, конечно же, не сдался, не закрыл свою школу, а, выздоровев, сначала написал книгу про кунг-фу, а потом расквитался с обидчиком, побив его в новом поединке и восстановил свою репутацию... И вот в эту откровенную пургу в духе Болливуда нам предлагает верить вдова самого Брюса Ли! Не в историю про банальные конкурентные разборки коммерческих спортклубов, которые и впрямь могли случиться в реальной жизни, а в натуральное фэнтези про Благородного Рыцаря и Коварных Злодеев, рассчитанное на школьников младших и средних классов.

-2

Логично, что сочинив одну сказку (или пересказав расхожий миф - не суть важно), Линда Ли не останавливается на достигнутом и запихивает в свою историю уже откровенную мистику. Оказывается, всю свою жизнь Брюс Ли сражался с... демоном, которого сначала боялся его отец, а потом и сам Брюс. Но стоило лишь демону напугать сынишку Брюса, как тот, рассвирепев, схватил нунчаку и, вступив с демоном в решающую схватку, убил его! Не в реальности, конечно - Линда хоть и врет, но вконец не завирается, - а в неком ментальном подпространстве, в которое ее муж регулярно проваливается. И которое она, разумеется, не желает считать обычными глюками.
Спасибо, что хоть на самом факте смерти мужа Линда предпочла не спекулировать. И оставила это событие за кадром, а не нагородила вокруг него очередной огород из слухов и глюкомистики.
Ну и пара ласковых слов режиссеру Коэну насчет местной боевой хореографии. Само собой, что никакого отношения к реальному практичному кунг-фу Брюса Ли весь здешний акробатический балет не имеет. И глядеть на махровое джеки-чанство в экранизации биографии знаменитого спортсмена и актера доставляет мало удовольствия. Хотя, с другой стороны, чему тут удивляться? В мистической мелодраме ее герои тоже будут драться по-сказочному, и Коэн всего лишь пытался соответствовать общему духу рассказа Линды. Которую, надо полагать, тоже устроили эти боевые сцены, раз уж с ее стороны не последовало возражений, а их с Брюсом дочка даже снялась в одном из эпизодов картины.

***

В общем, стыдно за Линду Ли, честно говоря. Может, на самом деле она и впрямь хороший человек, а сказки про мужа сочиняла, исходя из лучших побуждений. Однако считать его поклонников и прочих кинозрителей настолько легковерными было с ее стороны все-таки неправильно. И это еще очень мягкая характеристика всего того безобразия, что нам показывают в "Драконе..." .

P.S. Еще один забавный момент фильма: как генеральный продюсер кинокомпании "Golden Harvest" гонится, теряя тапки, за Брюсом через весь Гонконг, а потом умоляет его сниматься в фильмах своей компании. При том, что давно общеизвестно: это как раз Брюс настойчиво обивал ее пороги, пока в итоге не уболтал Чоу дать ему главную роль в "Большом боссе" (1971). Такие дела.

-3