2.
Про маму надо, наверное.
Мама была очень красивая. Как актриса! Наряды у нее были, платья. Она ведь шила. Модисткой была.
Мой отец был вторым ее мужем. А первый раз она замуж вышла в 20 лет. Пол года всего прожили. Муж умер от аппендицита. Очень она горевала. Каждый день на кладбище бегала.
Ну а потом уже замуж за отца вышла, Ваню родила.
•
Строгая была. Помню, как хлестала брата хворостиной. Она его за руку держит, а он вокруг нее бегает. А мне однажды губу разбила. Что-то я ей сказала такое и она мне по губам дала. Вот кольцом губу и разбила. Но всё равно ведь любила нас, воспитывала. Одна, тяжело было.
В войну мама продолжала шить. Ездила к железной дороге на менку - какие-то тряпки меняла на какую-то еду. Страшно было. Нам - что не вернется. Ей - что вернется и нас не найдет.
Немцы бомбили. Нужно в подвал, а у мамы понос. Это от страха. Нас спрячет, а сама в туалет бежит. Курить начала. 36 лет - изможденная старуха.
•
У нас был сад, в саду - коза, а на крыше голубятня. Отец до войны держал голубей. В войну многие голубей ели, а мы не могли.
Коза прожила с нами всю войну, а под конец подавилась яблоком и померла. Вот же нелепость.
•
Мы жили в поселке трамвайщиков, рядом с кладбищем. И вот в какой-то день привезли солдат хоронить. Мама нас собрала и мы побежали отца искать. Не нашли. Так и не увидели его ни живым ни мертвым.
•
У меня была подружка Эмка.
Однажды мы с Эмкой играли в ангелов. Ходили по двору и подпрыгивали, как будто летаем. И в какой-то момент неведомая сила подняла меня над землей и поставила обратно. Я испугалась, к маме побежала. А мама сказала, что мы дурочки и в такое играть нельзя.
А в 42-м в Ростов пришли немцы. Эмка, вся ее семья и еще 27000 человек были расстреляны на Змиёвской балке.