Журналист Bloomberg Том Рэндалл побывал на фабрике во Фримонте и рассказывает, как там все устроено. В начале июня в сборочном цехе Model 3 тихо. Неделю рабочие Tesla отдыхали, пока там монтировали новую производственную линию, меняли систему вентиляции после пожара в покрасочном цехе и ремонтировали оборудование. Но внезапно десятки роботов приходят в движение.
Глава Tesla Илон Маск называет сборочный цех "дрендноутом пришельцев". Рэндалл называет происходящее танцем автоматов: десятки роботов делают какие-то измерения, понимают дверцы машин или сваривают оконные стойки. Но хореография этого танца пока прерывиста. Плавный поток автомобилей, которые должны сходить с конвейера, постоянно прерывается из-за того, что роботам и людям нужно учиться, переучиваться и сменяться.
Маск говорит, что нет какой-то одной единой проблемы, которая тормозила бы выпуск. Но есть целая туча мелких, вызванных автоматизацией и новыми методами производства. Каждую из них придется решать по отдельности. Маск обещает, что как только процесс будет налажен, компания установит новые стандарты скорости, точности и объемов производства.
Tesla постоянно нарушала сроки выпуска Model 3 с тех пор, как электромобиль был представлен в прошлом июле. Первый крупный брак был замечен на Gigafactory в Рино, штат Невада. Дефект софта вынудил роботов остановиться, и тысячи батарей пришлось устанавливать вручную. С тех пор темпы постоянно растут, Маск заявил акционерам в минувший вторник, что компания к концу июня выйдет на 5000 единиц в неделю.
Для штамповки Tesla использует современный пресс Schuler, превращающий огромные катушки стали в детали Model 3. По всему миру используется всего 35 штук, и Tesla приобрела пресс первой в США. Штамповка была узким местом для двух предыдущих моделей Tesla, и Маск не хочет повторения этой истории. Пресс позволяет изготавливать уникальные детали, например, переднее крыло, которое по глубине превосходит любые аналоги из штампованной стали.
Сборку автомобилей все компании в той или иной степени пытаются перепоручить роботам, однако даже самые современные заводы заставляют людей перевозить запчасти и загружать их в станки. Мелкие детали хранятся отдельно, кроме того, человеческим пальцам проще с ними обращаться.
Это одна из сфер, в которой Tesla зашла слишком далеко и слишком быстро. В апреле Маск вынужден был демонтировать часть конвейерной системы и заменить ее рабочими. Часть роботов тоже пришлось перепрограммировать.