Найти в Дзене
Mankind

S.T.A.L.K.E.R.

(с 2007) Серия шутеров от украинской компании GSC Game World, рассказывающая об истории аномальной Зоны, возникшей на территории Чернобыля.

Первоначальная концепция игры была совсем иной, ни о каких сталкерах и атомных станциях речи не шло — проект Oblivion Lost, разрабатываемый с 1999 года, был посвящён далёкому будущему, в котором игрок брал на себя роль первопроходца на незаселённых планетах. В конце 2001 года концепция игры полностью поменялась: разработчики вдохновились «Пикником на обочине» братьев Стругацких и решили поведать миру свою историю в знакомом мире. Их планам помешали авторские права — договориться с владельцами не удалось, и GSC пришлось придумывать собственную вселенную. 

Правда, окончательно от наследия Стругацких создатели STALKER не отказались: там были и аномалии, и артефакты, и странный предмет в центре Зоны, исполняющий желания. Даже основной метод обнаружения аномалий в первой части был очень знакомым — игрок мог разбрасывать перед собой болты, прямо как главный герой «Сталкера» Андрея Тарковского

На то, чтобы доделать «Тени Чернобыля» и выпустить её, понадобилось ещё 6 лет, из-за чего она получила неофициальное название «Ждалкер». Итоговая версия мало напоминала обещанную разработчиками: в ней не было ни большого открытого мира, ни транспорта, ни живой экосистемы, которая должна была функционировать вне зависимости от действий игрока. И несмотря на всё это, игра получилась настоящим хитом — не в последнюю очередь благодаря неповторимой, узнаваемой атмосфере. Она не была похожа ни на Fallout, ни на других представителей постапокалипсиса. в какой ещё игре можно посидеть у костра, и закусывая водку колбасой, послушать анекдоты?

В итоговой версии мир Зоны возник из-за нового всплеска энергии, произошедшего на ЧАЭС в 2006 году. Вокруг стали появляться мутанты, аномалии и артефакты, за которыми в Зону потянулись десятки авантюристов. Зона оказалась местом, где не действовали законы ни одной страны, и туда сбежались все преступники. STALKER предлагал хорошо знакомый жителям бывшего СССР антураж: например, практически в самом начале вы становились свидетелем самого настоящего гоп-стопа, устроенного бандитами в спортивных штанах и чёрных кожаных куртках.

А ещё игра предлагала несколько вариантов развития событий и большую вариативность, характерную для старых RPG — игрок, например, мог отправиться за информацией к какому-нибудь важному персонажу и найти его убитым бандитами или мутантами.

периодически «Тени Чернобыля» превращалась в хоррор, заставляющий подскакивать перед экраном от каждого шороха
периодически «Тени Чернобыля» превращалась в хоррор, заставляющий подскакивать перед экраном от каждого шороха

В 2008 году GSC Game World выпустили продолжение «Теней Чернобыля», получившее название «Чистое небо». Игра должна была стать «работой над ошибками» первой части, но вместо этого стала, по общему мнению, худшей частью серии. Все новые фишки, которые были добавлены в игру, не работали, как надо, хотя идеи были отличные: тут появились и война группировок, и периодические выбросы, и ещё большая свобода в жизни мира. 

Ещё через год разработчики выпустили «Зов Припяти», созданную на всё той же базе первой части. В отличие от «Чистого неба», она была не предысторией, а прямым продолжением «Теней Чернобыля». С третьей попытки GSC всё-таки удалось создать «тот самый STALKER», в котором практически всё работало, как задумано. Игра стала ещё ближе к RPG — по канонам старых ролевых игр, в финале демонстрировали, как в зависимости от действий игрока сложилась судьба основных персонажей и мира в целом. 

В 2010 году разработчики анонсировали полноценную вторую часть STALKER, но через два года объявили о закрытии проекта. Неожиданное возрождение STALKER 2 произошло в 2018-м — глава компании объявил о том, что сиквел выйдет в 2021 году. 

Автор: Денис Божинский