Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

Deep Purple и классическая музыка

До того, как выпустить свои блокбастеры In Rock, Fireball, Machine Head и Burn группа Deep Purple три года провела в поиске стиля. Тон задавал клавишник Джон Лорд, будучи воспитанным на классической музыке. Стремление Блэкмора перетянуть канат на сторону хард-рока в блюзовых вариантах не приносили никаких плодов, кроме довольно утяжелённого звучания коллектива

Всем конечно хочется послушать и обсудить хард-роковые хиты одной из лучших групп этого направления, но чтобы понять их структуру надо обязательно уделить хотя бы одну статью первым альбомам группы, ибо корни находятся тут. И там есть немало интересного, о чём не подозревают поклонники Deep Purple

До ставшего классикой альбома In Rock было выпущено четыре альбома, начиная с февраля 1968 года. Время жаркое, поиск стиля после всяких бессмысленных рок-н-ролльчиков велось на всей музыкальной сцене. Уже появились такие монстры, как Cream и Led Zeppelin, мало того, Cream к этому времени играл очень жёстко и имел в обойме Эрика Клэптона, но Ричи Блэкмор по мастерству был минимум не хуже

Но мы пока оставим Блэкмора и переключимся на Лорда с его подавляющей тягой к классическим гармоникам. Первый альбом группы Shades of Deep Purple был выпущен в мае 1968 и имел половину заимствованных композиций - битловскую Help, спетую в медленно-блюзовой манере, Hey Joe, которую потом прославил Джимми Хендрикс и такую забавную штуку, как Prelude: Happiness - лордовский номер, где он творчески переработал классическую сюиту "Шехерезада" Николая Николаевича Римского-Корсакова, своего рода хит в классической музыке. Лорд не смог пройти мимо

Есть там и вклад Блэкмора, ибо риффы он берёт слаженно и жёстко (у Римского-Корсакова это тоже вполне хардовые фрагменты), и вклад ударника Яна Пэйса - интересный ритмический рисунок - попробуйте воткнуть ударника в классику, там ритм задают совсем другие инструменты. Пейсу удалось. Правда Римский-Корсаков через три минуты без паузы сменяется известным рок-номером I'm So Glad, который пели все кому не лень от Cream до The Who, но тем не менее. К обзору первого альбома следует добавить, что в Hey Joe Лорд смог добавить мотивы из Болеро Мориса Равеля и балета "Треуголка" испанского классика Мануэля Де Фалья.

Следующим альбомом группы стал мистический The Book of Taliesyn (октябрь 1968), основанная на поэзии мифического валлийского поэта VI века Талейсина. Тут Лорд продолжил блистать своей музыкальной эрудицией и композиторскими талантами. В композиции «Anthem» на четвёртой минуте звучит органная фуга Баха, композиция «Exposition» основана сразу на двух классических произведениях - алегретто Седьмой симфонии Бетховена - одной из самых сильных у немецкого гения, и увертюре-фантазии "Ромео и Джульетта" Петра Ильича Чайковского - как видим наши классики не оставляли Лорда в покое (не оставляют и меня). "Exposition" плавно переходит в очередной битловский хит "We Can Work It Out". Ещё в одной композиции - «River Deep, Mountain High» вообще звучат фрагменты симфонической поэмы Р. Штрауса "Так говорил Заратустра", которая и в консерваториях исполняется не часто.

Надо сказать, что характерные для более позднего Дип Пёрпл проходы на гитаре, сопровождаемые беглым ударником, имеют уже место. Это заслуга Блэкмора, конечно, нарабатывает он свой фирменный стиль.

В то время в группе ещё не было Гловера, особенной составной части пёпловского хард-рока и, конечно, не было ещё Гиллана. Но мы говорим не о вокале, а о музыке пока.

Третий альбом, который назывался Deep Purple, а в народе April по названию самой известной композиции, вышел в июне 1969 года. Именно эта композиция сочинена обоими противоборствующими сторонами - Лордом и Блэкмором, и именно тут им удалось достичь баланса . В одном из ведущих музыкальных журналах All Music Guide написали тогда: "Слияние двух конфликтующих тенденций (у Лорда — к classic/rock-фьюжну, у Блэкмора — к нарастающей агрессивности гитарных атак) в ходе студийных сессий в начале 1969 года позволил Deep Purple создать альбом, в котором напряжённая прямолинейность раннего, грубого хэви метал соединилась с изысканной сложностью, интеллектуальностью, а кроме того — виртуозностью на обоих уровнях"

На композиции April участвовал и симфонический оркестр, и хоровой коллектив - давняя мечта Лорда, а Блэкмору удалось впечатляющее гитарное соло. Вот редкое видео одной из сессий

Ну и наконец четвёртый альбом - целиком реализация идеи фикс Джона Лорда и последняя капля терпения Ричи Блэкмора. Альбом называется Concerto For Group And Orchestra и это первый в мире опыт совместной работы рок-коллектива и симфонического оркестра. Джон Лорд наконец поставил галочку в своём новаторском виш-листе. К этому времени в команде появляется Ян Гиллан, который берёт на себя поэтическую сторону и который всячески поддерживает идеи Лорда. Противоречия в группе нарастали и менеджер, не желая терять очевидно талантливых подопченых пошёл ва-банк. Он снял на 24 сентября 1969 года Альберт-Холл и дал Лорду полгода на написание партитуры и репетиции

Из интервью Джона Лорда через сорок лет: Ну, конечно, это не классика, это гибрид, если хотите, внебрачный сын симфонической и рок-музыки. (Смеётся.) Она была написана 40 лет назад, тогда мне казалось, что настал момент, когда я могу сказать, что именно это является моей музыкой. Она шла из сердца, и было не важно, как её назвать, значение имел диалог между сердцами композитора и аудитории. И эта мысль не менее сильна и актуальна сегодня. Моё послание звучит очень просто: будьте открыты услышать, понять и почувствовать что-то новое

Это потом уже стало модно делать симфонические обработки рок-команд, включая Нирвану и Металлику и подключать симфонических музыкантов к рокерам. А Лорд сделал наоборот - он подсоединил свою рок-команду к симфоническому оркестру и сделал это впервые в мире.

Впоследствии, чудом удержав Блэкмора в составе, группа резко сменила свой стиль и уже через полгода записала In Rock. Но классические гармоники Джона Лорда по прежнему доминировали в структуре музыки группы, что резко отличало её от остальных хард-роковых коллективов, играющих на блюзовых гармониках

Эту тему я уже раскрывал в статье Классика In Rock, а в этой статье я просто обратился к истокам группы, чтобы объяснить что и откуда идёт. А ведь популярность Дип Пёпл идёт именно из подсознательного восприятия нами классических гармоник Лорда. Земля ему пухом