Найти тему
Anna Dinelt

Россия для чайников

Страстишку имею. Есть у меня пара-тройка любимых актеров, которые помимо недюжинного, оцененного кинокритиками таланта, являются обладателями магических карих глаз, которые никогда не оставляли меня равнодушной. Сегодня речь пойдет не об Аль Пачино и Киану Ривзе, а о европейских талантах - Жане Дюжардене и Морице Бляйбтрое.

Кто знал, куда заведут меня карие глаза? А завели меня они в глубины французского и немецкого кинематографа с оценками не выше 6 на imdb. И там, в этих глубинах, обнаружились фильмы о России: «Мёбиус» (Möbius, Франция, 2013) и «Четвертая власть» (Die vierte Macht, Германия, 2011). К вполне понятному желанию получить эстетическое удовольствие от любимых актеров добавилось любопытство: взгляд со стороны, выраженный в художественном произведении, всегда интересен.

-2

Передавать перипетии сюжета здесь не буду, тем более их сложно запомнить. Если кратко: «Мёбиус» - шпионско-любовная драма, которая разворачивается на Лазурном побережье. В центре внимания трех разведок – французской, американской и российской находится этакий «делатель королей» и финансовый воротила с преступным прошлым олигарх с фамилией, заканчивающейся на –ский, которого играет (аплодисменты) Тим Рот. Главный герой, агент ФСБ, с обычным для российских агентов именем Моисей, в исполнении Жана Дюжардена в окружении коллег (в фильме засветились Максим Виторган, Дмитрий Назаров и Владимир Машков в роли главы ФСБ) прилагает все усилия для внедрения в организацию, промышляющую сомнительными финансовыми операциями. Моисей, он такой молчаливый, брутальный, мрачный, с прошлым (из какой-то там группировки и сидел в тюрьме) – это такое воплощение всех возможных стереотипов о российских мужчинах. Какая операция без женщины? Для своих разведческих целей Моисей вербует Алису, работающую топовым экономистом у Тима «- Ский» Рота. Дальше вы поняли: мужчина, женщина, берег моря – будь ты топ-менеджером или альфа-разведчиком - природа берет свое.

-3

«Четвертая власть» не покажет романтических пейзажей. Здесь все наоборот: молодой немецкий редактор приезжает в Москву (Москву в Киеве снимали, да-да!) по просьбе медиамагната для того, чтобы увеличить тираж, допустим, «Moscow Week» (издание почему-то остро напоминает «Star Hit», например). И вот Мориц сходит с трапа самолета в очевидно теплую весеннюю столицу, ежится - «холодно» - и надевает ушанку. Потом будни издательства, бесконечные клубы, где естественно красивые девушки и все пьют водку, киоски с надписью «ПРЕССА. ПРЕСА. ПРЕСССА» (эта кириллица такая забавная) и, конечно, связь с юной оппозиционеркой, борьба за свободу слова, мутная история, тюрьма и счастье возвращения в аэропорт Франкфурта. Лично меня не оставила равнодушной сцена первого свидания героев, такого, когда «Зайдешь ко мне? – Да». Так вот, когда главный герой предлагает девушке выпить, а она соглашается: он приносит (подумали – шампанское, винишко?) водочку. Мы же в России, правильно.

Подобные стереотипы о России и россиянах появляются и в других недавних фильмах, например, в «Самом опасном человеке» (Most Wanted Man, 2014), в «Сорвиголове» (Daredevil, 2015), в «Карточном домике» (House of Cards, 2015) президент Петров уничтожает национальный напиток с поистине спортивной скоростью и исполняет «Коробочку». Кстати, кто сказал всем американским продюсерам, что «Коробочка» - это культовая русская песня? «Калинка-малинка» или «Березка», куда ни шло, но «Коробочка»? Такое ощущение, что сценаристы заходят в специальный магазин, где продают книгу «Сценарии о русских для чайников», с обязательными главами: водка, мороз, ушанка, балалайка опционально заменяется на красивую девушку или балет. Конечно, некоторые из устойчивых представлений со времен маркиза де Кюстина поддерживаются соотечественниками с удивительным упорством. Кто не слышал на отдыхе разудалый «Т-а-а-гил!»? И это я привожу весьма «обезжиренный» пример.

Сценаристы, воспитанные на стереотипах, создают типовое кино, некоторые из нас старательно подтверждают ряд мифов, все это полируется медиа – в итоге, получаем весьма специфичный «какой-никакой» маркетинг территории. Не хочу сейчас о глобальном - не люблю безликие планы по улучшению мира и распространению безоблачного счастья среди всех обитателей планеты – для себя я нашла один способ по совершенствованию образа своего города, региона и, в конечном счете, страны – это маленькие и созидательные дела: будь то интересная экскурсия для друзей или история, рассказанная ко времени; личный пример поведения, правильно подобранная книга, картина или фильм, умноженные на любовь к месту, дают эффект гораздо лучше красивого логотипа.