Найти в Дзене
ЛОШАДКА

«Меланхолия» Ларса фон Триера / СУХОЙ АНАЛИЗ

Оглавление

Настало время продолжить марафон рецензий по «Трилогии Депрессии» Ларса фон Триера. Ранее, я уже рассказывал о фильме Антихрист. Рекомендую прочитать, чтобы лучше понимать некоторые тезисы из этой рецензии. Всем хорошего прочтения. Начнем, пожалуй.

Фильм Меланхолия продолжает общую сильную линию внутренней пустоты человека, начатой в предыдущем фильме. Многое в фильме непонятно с самого начала, но чем дальше заходит сюжет, тем это самое непонятное ты глубже осознаешь и начинаешь не понимать все обычное. Об этом несколько позже. Как водится – по пунктам.

ПЕРСОНАЖИ

Вот здесь их очень много. Фильм резко контрастирует с первой картиной трилогии, где было всего 2 действующих лица. В Меланхолии нас сразу бросают в такое массовое и бурное на эмоции событие, как свадьба. Гости, родственники, коллеги – тут хватает всех. Главная героиня Жюстин вместе со своим женихом едут на свадьбу, где сначала нас знакомят с близкими родственниками, например, сестрой Клэр, которую сыграла Шарлотта Генсбур. Далее, с продвижением тайминга свадьбы, нам представляют побочных персонажей, например, мать главной героини, ведущую себя стервозно и непотребно такому празднику

Очень органичные персонажи. Здесь можно анализировать каждого
Очень органичные персонажи. Здесь можно анализировать каждого

В общем и целом – каждая прослойка гостей этой свадьбы выполняет определенную роль. Одни – стремятся сделать этот вечер хорошим и решить любые возникающие проблемы. Вторые – понимают, что находятся не в том месте, где хотели бы, но не стремятся все портить. Третьи – играют роль раздражителей главных героев в каждый момент времени. И все эти три группы чередуются, перемешиваются и создают поток странных и не ясных ситуаций. Иногда ты, как зритель, вообще не понимаешь, как эта свадьба могла состояться.

-3

Характерная черта картины – конусообразность персонажного наполнения. В самом начале фильма мы видим очень много персонажей, но с течением сюжета их становится все меньше. Режиссер словно показывает нам целую рощу и предлагает осмотреть ее, пройтись. А затем, он вырубает дерево за деревом, расчищая нам путь и предлагая сфокусироваться только на одном самом важном деревце. Фон Триер будто хочет, чтобы зритель увидел, как это самое деревце меняется с уменьшением соседствующих. Быть может, первые выводы о роли этого дерева были не самые верные?

СЮЖЕТ И СРЕДСТВА ФОКУСИРОВКИ

Зритель не понимает с самого начала причины странного поведения Жюстин на своей же свадьбе. Мысли и предположения меняются, но точной причины не получается найти. Может быть, она просто не хочет замуж? Или семейная жизнь ей желанна, но сам процесс свадебного торжества ей нестерпим? Обычные капризы и нервозность может быть всему виной? Мы можем задаваться разными вопросы и не окажемся правы вообще ни в чем.

Многие отмечали символичность лимузина. Он также неуместен в этом повороте, как и вся свадьба перед концом света
Многие отмечали символичность лимузина. Он также неуместен в этом повороте, как и вся свадьба перед концом света

В плену своей хондры Жюстин погружается в саму себя и дает развалиться этому празднику жизни, не жалея о нем и не воспринимая его как нечто критически важное для всей ее жизни. И вот здесь в один момент режиссер отрезает всю эту кучу персонажей, массовки и статичных предметов, и для изобразительности меняет ночные действия в огнях окружения и толпах декоративных людей на спокойный светлый день.

Нам начинают понемногу открывать суть происходящего. Существует планета под названием Меланхолия. Она давно и долго прячется за Луной, но в определенный момент выходит из-за нее и направляется к Земле. Те, кто знают об этом событии, в том числе и семья главных героев, реагируют на это по-разному. Джон, муж Клэр, увлекающийся астрологией, придерживается теории, что Танец Смерти - это не более, чем страшилка. Уточню, Танец Смерти – траектория движения Меланхолии, в ходе которой она выходит из-за Луны, проходит мимо Земли, отдаляясь от нее, а затем разворачивается и сталкивается на обратном пути с ней, вызывая ее полное уничтожение и гибель всего.

Страшное событие, если вдуматься немного
Страшное событие, если вдуматься немного

Именно ожидание этого события и реакция на его ход и лежит в основе раскрытия сюжета и личностей персонажей.

АТМОСФЕРА

Удивительно, но фон Триер обустроил для своих персонажей какой-то изолированный мир. Зритель не видит их взаимодействия с окружающим цивилизованным миром и не имеет возможность узнать реакцию этого мира на самих персонажей. Из-за этого, нет соблазна отвлечься на сторонние факторы, выключиться из важных линий характеров и забыть о главном.

Если угодно, таким способом достигается удерживание на переживании самих героев. Ты не можешь увидеть побочные сцены, ненужные для основного сюжета. Нет риска забыть о нависающей угрозе. И чем дальше к финалу, тем рафинированнее становится волнение и напряжение.

Уникальная атмосфера достигается 3 китами изобразительности этого фильма – ЦВЕТОФИЛЬТР И СВЕТ, МУЗЫКА, ТИШИНА.

Планета Меланхолия представляет собой голубой светящийся шар. Это как если взять Луну и перекрасить ее в оттенки голубого и белого. Выглядит она, конечно, фантастически. Глаза раскрываются, жадно желая вкусить этот космический пейзаж. И вот в тон этой планете режиссер словно обесцвечивает окружающий мир. Ведь светило тут одно – и это не Солнце.

Безумно красиво
Безумно красиво

Музыка из Тристана и Изольды в исполнении Пражского Филармонического Оркестра погружает зрителя туда, куда он мог бы не погрузиться сам – в недра нервных переживаний Жюстин и ее окружения. Эта музыка западает в память, даже с риском остаться там на продолжительный срок. Она усиливает масштаб меланхолии на экране и способна пленить зрительское воображение. Кроме того, эта музыка придает дополнительного масштаба и значимости надвигающейся катастрофе. Великолепные композиции.

-7

И третий кит – тишина. Наверно ничто так не закрывает крышку над зрителем, отрезая ему обратный путь в свой мир, как именно тишина. Ничто так не естественно, как тишина. В вашем же мире не играет постоянно музыка. И даже люди не говорят без умолка. Мы попадаем в этот обесцвеченный мир под музыку Рихарда Вагнера и иногда остаемся в полной тишине. Вы видите Жюстин, погруженной в свой мир. Огромное личное поместье Клэр и Джона, где разворачиваются события делает вас ничтожным и мелким. Совершенно пустое и тихое поле для гольфа делает вас одиноким, а вышеуказанные «киты» погружают в свои размышления, где мыслей может и не быть. Лишь оглушенное созерцание космического величия.

МЕТАМОРФОЗЫ

Развитие персонажей происходит в прямо пропорциональной зависимости. Если сначала Жюстин ведет себя ужасающе отстраненно и непробиваемо, выбиваясь из общего мира, то к финалу все переворачивается с ног на голову. Она становится последним оплотом адекватности и понимания в мире, которому приходит крах. А вот Клэр, с самого начала зарекомендовавшая себя как расчетливый и рациональный человек, к финалу теряет самообладание, болезненно реагирует на уверения своего мужа и пытается найти укромное место от апокалипсиса.

-8

Сам Джон, который был единственный мужским персонажем второй половины картины и, соответственно, исполнял роль «маяка уверенности», сдается самым первым. Все его расчеты оказываются ошибочны и, разумеется, понял он это также первым.

Картина оборачивается наизнанку, из скрытой угрозы являя нам очевидную.

АКТЁРЫ

Кирстен Данст великолепна. Просто великолепна в этом фильме. Ты веришь в каждую ее эмоцию, в каждую ее неадекватность и железобетонную уверенность. Она звезда фильма не по имени и статусу, а по своей работе. И Золотую Пальмовую Ветвь она получила абсолютно заслуженно.

Как же она отыгрывает это состояние...
Как же она отыгрывает это состояние...

Шарлотта Генсбур снова у Ларса выглядит она иначе. Полностью уверенная в себе Клэр становится панически неадекватна и то, как Шарлотта сыграла эту панику, стоит многого. Дерганные черты лица и застывшие губы передают полное оцепенение перед падающей на тебя планетой. Александр Скарсгард исполнил роль именно того, кем видится. Полноценный живой человек, который оказывается не уместным в этом мире странных людей. В другом мире, быть может, у него все могло получиться. Но не в этом.

Уникальная актриса, как ни крути
Уникальная актриса, как ни крути

Все второстепенные персонажи играют роль дополнения основных, раскрывая их метаморфозы. Каких-то можно убрать, конечно. Но ведь и на вашей свадьбы человек 20 можно было спокойно выкидывать, верно?

САМОЕ ГЛАВНОЕ

В этом пункте я хотел бы дать пару рекомендаций тем, кто захотел посмотреть картину.

1 – смотрите ее ночью. Пусть мир вокруг вас будет мертвенно тих. Ничто не должно вас вынимать из мира событий фильма.

2 – смотрите на рассвете. 3-4 часа ночи самое то для этого фильма. Когда свет начинает проникать на землю, но лучи не достигли ее. Именно серо-синий период рассвета – ваш.

3 – откройте окна. Впустите прохладу утра в вашу комнату и пусть она вас окунет в мир, стоящий перед лицом апокалипсиса. Так вы сможете полностью ощутить изоляцию от окружения и вдохнуть атмосферу величия и непререкаемости природы и чего-то космического.

-11
Как я смог осознать фильм? Я долго не мог выбрать правильные слова для описания увиденного. Но в какой-то момент у меня щелкнуло в мозгу. Точно! Меланхолия – это тот сон, который вас захватил с головой и всеми эмоциями, но который вы не смогли полностью осознать и потому он вас захватил и весь последующий день не отпускает в реальный мир. Меланхолия – это гибель, пережитая во сне под прохладой утреннего рассвета.

СУХОЙ ОСТАТОК: Меланхолия – один из моих любимых фильмов теперь. Это то, что я хотел всегда увидеть и вероятно, что мечтал бы снять сам. Если этот фильм не существовал бы – его стоило бы снять. И сделать именно так. Спасибо, Ларс, что добрался до моих забытых снов и явил миру.

ДЛЯ ЛЮБОГО ДИАЛОГА ОТКРЫТ ВКОНТАКТЕ

-12