Фортепиано - один из самых универсальных и широко распространенных музыкальных инструментов. Этот инструмент обладает богатыми выразительными возможностями, ярким динамическим контрастом и звучанием целого оркестра.
Слово "фортепиано" происходит от терминов forte (с итал. сильно, громко) и piano (слабо, тихо). Инструмент получил свое название благодаря способности воспроизводить звуки от очень тихих до очень громких.
Очень давно в Древней Греции во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески один. chorde - струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками. Еще одна подставка передвигалась по струне то укорачивая, то удлиняя ее, тем самым изменяя высоту звука.
Постепенно к одной струне прибавились другие. Играли на них, защипывая пальцами или пластинками - плектрами (медиаторами), а иногда ударяя по струне палочками или молоточками.
Шли века, инструмент совершенствовался. Ящичек стал прямоугольным, на нем появилась клавиатура - ряд клавиш. Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение металлические пластинки - тангенты. Тангенты касались струн, и те начинали звучать.
Этот инструмент стал называться клавикордом. От латинского clavis - клавиша, и chorde - струна.
Сначала его ставили на стол, потом появились ножки. Этот инструмент возник в XII веке и на протяжении пяти веков совершенствовался. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика. Позже у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Их ставили одна над другой.
Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель мог играть погромче или потише, по своему желанию. Покачивая клавишу, он мог раскачивать струну, вызывая "трепетанье" звука.
Клавикорд был предметом роскоши. Украшением гостиных и салонов. Эти инструменты делали нарядными, украшали перламутром и позолотой. В конце XVII века во Франции нижние клавиши стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Однако играть на такой клавиатуре было не очень удобно - темные клавиши сливались. И в XVIII веке цвета клавиатуры поменялись и стали таким, каким мы их видим в наши дни.
Одновременно с клавикордом возник и развивался другой, похожий на него инструмент - клавесин. В разных странах он назывался по разному - чемболо, вирджинал. клавицимбал.
В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины. Это определило его форму, которая потом перешла к роялю. В начале это тоже был ящик, который ставили на стол. Позднее инструмент ставили на изящные, точеные ножки.
Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком. Клавиша приводила в движение язычки из птичьих перышек. Они зацепляли струну. Звук был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество. С какой бы силой не ударяли по клавишам, ничего не менялось.
Этот инструмент был вполне в духе того времени. когда носили напудреные парики и платья со множеством кружев. Да и тембр клавесина очень подходил "галантному стилю" того времени.
Но клавирные мастера продолжали поиски. И в 1711 году итальянский клавирный мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче - piano или forte. Отсюда и пошло название - пианофорте, а позднее фортепиано.
Послушаем клавесин!
Жмите "лайк"! Подписывайтесь на наш канал!