Найти в Дзене
Очерки о истории

Лучший ас Германии против Покрышкина

Если посмотреть на статистику лучших летчиков воюющих сторон то волей-неволей создается ощущение тотального превосходства немецких летчиков над асами союзников. Ну посудите сами - немецкий летчик Эрих Хартманн записал на свой счет аж 352 сбитых самолета, Баркхорн - 301, Ралль -251. Лучший летчик СССР да и союзников в целом Кожедуб сбил "всего" 62 самолета противника, Покрышкин - 59 самолетов. Разница значительная не так ли? Ведь даже финские лучшие летчики такие как Юутилайнен (94 сбитых самолета) и Винд (75 сбитых самолетов) выглядят на порядок выше.

На самом ли деле так сильны были немцы и их союзники? И да и нет. Во первых надо сказать что налет часов у немцев был в разы больше и часто наши молодые летчики умели только взлететь и сесть. Во-вторых отличается и сама система ведения боев у немцев и русских. Немцы использовали тактику засад неожиданно сваливаясь на самолеты и часто проводили так называемую охоту - рыскали в поисках подходящей цели. Советские же истребители обычно занимались сопровождением и групповыми полетами, поэтому например Покрышкин совершил всего 650 вылетов против 1460 вылетов Харманна, а Кожедуб добыл свои 62 самолета в 330 вылетах. Ну и конечно не стоит забывать и о пропаганде, ведь каждый хочет накрутить себе больше побед, например нашим летчикам требовалось подтвердить сбитого противника фотографией, а немцам верили на слово.

-2

Но тем не менее в крупнейшем воздушном сражении над Кубанью немцы потерпели поражение и не смогли противостоять советским летчикам. В том числе в небе сошлись два аса - Хартманн и Покрышкин.

В небе Кубани Покрышкин сбил по официальным данным 16 вражеских самолетов. В это время наш прославленный ас летал на американской «Аэрокобре». Здесь проходит несколько его выдающихся по результативности боев. Так 12 апреля над станицей Крымской Покрышкин сбивает 4 истребителя Me-109, позднее в этот же день он сбил еще 3 самолета, доведя число сбитых машин за день до 7, в истории советской авиации был лишь один подобный случай. Еще через несколько дней Покрышкин сбивает 3 Ju-87, а 28 апреля в составе 8 истребителей «Аэрокобра» разгоняет три девятки пикирующих бомбардировщиков Ju-87, лично уничтожив 5 из них.

-3

Заслуги Покрышкина в сражении на Кубани были высоко оценены, и 24 апреля он получает свое первое звание Героя Советского Союза, а в июне очередное звание майора. Помимо советских наград в том же 1943 году Покрышкин был награжден американской медалью «За выдающиеся заслуги».

А что же самый выдающийся ас Хартманн? К концу апреля 1943 года у него на счету было 8 побед, и он стал ведущим пары. Точное количество самолетов сбитых летчиком на Кубани не известно, но на 7 июля 1943 года на его счету была уже 21 победа. Именно на Кубани молодой пилот, которому тогда было чуть за 20 начал оттачивать свои навыки воздушного боя, которые с лихвой окупились в дальнейшем. Считается что именно тут он понял что вступать в открытый бой - это лотерея, где шансы быть сбитым 50%. Поэтому старался действовать исключительно из засад, предпочитая атаковать медленные самолеты, которые не смогут ответить.

Бой с истребителями он называл "пустой тратой времени", а возможно Хартманн просто опасался быть сбитым. Используя мощный двигатель своего мессера, Хартманн атаковал по вертикали снизу из слепой зоны противника, либо сверху в крутом пике. Его любимым приёмом был огонь с короткой дистанции и стремительный отрыв от возможного преследования. Огонь с предельно близкой дистанции (60—80 м), кроме эффекта внезапности, позволял компенсировать баллистические недостатки пушки и давал экономию боеприпасов. Недостатком такой тактики был риск повреждения обломками сбитого противника.

Войну асы когда то встретившиеся над Кубанью завершили по-разному. Покрышкин стал трижды Героем СССР, после войны служил в войсках ПВО, а Хартманн не смотря на то что сдался американца, попал в советские лагеря. Вот тут то и пригодились победы немецкого летчика о которых кричали на всю Германию - Хартманну дали 25 лет лагерей, из которых он отсидел только 10. Вышел из лагеря и тут же стал офицером ВВС ФРГ, однако не согласный с тем что в ВВС стало засилье американских самолетов, которые к тому же часто падали, Хартманн уходит со службы.