Найти тему
Путь писателя

10 важных нюансов, которые помогают при построении фэнтэзи-мира

Оглавление

Автор статьи – Светлана Иванаускайте

Каждый начинающий писатель, воображая себе новый мир, старается сделать его максимально достоверным. Однако часто, набросав основные характеристики, забывает о важных деталях. А ведь именно благодаря мелочам новый мир становится живым. Сегодня я перечислю детали, которые стоит тщательно продумать, чтобы ваше произведение не выглядело дилетантской калькой.

Примечание: Следующие пункты описаны не по значимости. Это просто перечисление.

1. Единицы измерения

Длина, вес, расстояние и прочее очень важны, если вы пишите в фантастическом жанре. Можно использовать существующие или когда-то существовавшие единицы измерения, однако ни в коем случае не мешайте все в одну кучу. Если берёте версты, не примешивайте к ним футы. Исключением может быть юмористическое произведение, но опять же лучше так не делать.

2. Пища

-2

Два важных замечания. Если вы придумываете мир с новой флорой и фауной, снабжая историю новыми словечками, знайте - читатель может устать от переизбытка названий. Если вы все же решились, вводите новые слова постепенно и не забывайте описывать что это, и кто это (если дело касается животных), или же делайте примечания с пояснением. Но помните, спускаться в низ страницы и читать что значит слово, многие не любят.

Если же вы предполагаете, что олень в вашем мире — это просто олень, то для добавления экзотики можно искажать или полностью менять представление о способе его готовки. Пусть рагу будет не просто рагу, а с какой-нибудь особой/неожиданной специей или как-то по-особенному приготовлено. Черпайте вдохновения в рецептах разных народов. Здесь вообще можно многое обыграть. И религию, и особенности местности и многое другое.

3. Медицина

-3

Если в вашей книги появился врач/лекарь/знахарь почитайте о способах лечения. В зависимости от жанра и уровня цивилизации можно вдохновляться практиками разных племён, способами лечения в разные эпохи (Античность, Ренесанс, Викторианская Англия) или наработками биологов современности (если у вас фантастика).

4. Религия

-4

Для того чтобы создать убедительную религию не стоит ограничиваться придумыванием плохих/хороших богов и дизайном атрибутики. Возьмите за основу что-нибудь существующее. Уж чего чего, а верований за историю человечества соорудили достаточно. Совмещайте, перерабатывайте под своё произведение и будет круто.

5. Социум и образование

-5

Примечание: Если вдруг вы забрасывайте своего героя в какую-нибудь магическую (или не очень) академию, подумайте над иерархией, системой образования. Не надо писать про то, как первокурсникам доверили суперсложное задание, будто в академии людей больше нет.

А теперь о серьезном. Социальные маркеры, статусы, классы. По каким внешним признакам можно отличить человека с образованием от неуча (внешний вид, поведение, речь, принципы). Позволяет ли образование взобраться по социальной лестнице. Как распределяются люди по классам. Какой класс правит, насколько он доступен. Как распределяется власть. Отношения богатых и бедных. Предрассудки. И так далее и тому подобное.

6. История

-6

Проще всего выбрать что-то из настоящей истории какого-нибудь народа, города, племени, а затем переработать под себя. Но можно конечно и самим написать. Проработать историю стоит, во-первых, во избежание досадных ляпов, во-вторых, в истории может быть зарыта крутая мотивация для персонажей, в том числе второстепенных и эпизодических.

7. Технологии

-7

Уровень развития технологий также сильно влияет на социум, как религия и образование. Если вы не хотите анализировать как именно наличие или отсутствие производства и тп может сказаться на людях, то загляните в учебник истории. Обычно каждый период снабжается главой про культурно-научно-социальное развитие, где как раз об этом и рассказывают.

Можно пойти более простым путём. Определитесь, если в вашем мире книгопечатание, например. Если есть, посмотрите, как оно повлияло на общество. Или ваши герои будут передвигаться на воздушном шаре. Углубитесь в историю этого аппарата. Как к нему относились люди, чего боялись, что ожидали от этого изобретения. Кем были первые путешественники. Возможно в этой информации вы найдёте что-нибудь любопытное, что можно применить для истории или персонажей.

И самое главное. Что должно быть в мире, чтобы та или иная технология появилась и существовала? Вернёмся к воздушному шару. Есть ли материалы, из которых его можно сделать, понимают ли люди законы физики, может у вас вообще другие законы, не спорит ли данное изобретение с религией и прочее.

8. Разговорные выражения и ругательства

-8

Тут просто. Если создаёте свой мир со своей культурой, то чертыхаться персонажи скорее всего не будут. Однако есть примечание. Во-первых, ругательств не должно быть много (также как с названиями, читатель запутается в этой абракадабре). Во-вторых, помните, что это эмоциональная речь. А значит нужно создать слово/фразу, которую легко выкрикнуть, если вам на ногу упал молоток.

9. Погода

-9

Погода (времена года и продолжительность дня) в фантастических жанрах зависит от магии/волшебства, планеты (и около того), географии и выдуманных особенностей. Если у вас последнее, не забудьте сразу рассказать об этом читателю. Со всем остальным, следите за логикой. Тут больше всего могут накосячить писатели фантасты. Ребята, я астрофизику не очень люблю, примеры приводить не буду.

10. Создания, животные и расы

-10

А вот тут самое сложное. Даже, пожалуй, стоило бы отдельную статью написать. Но, если очень поверхностно, то перед придумыванием животных и каких-либо существ (если законы мира плюс минус такие как в нашем) ознакомьтесь с основами биологии. Например, как ночной образ жизни влияет на зрение. Или как необходимость прыгать с ветки на ветку влияет на строение конечностей и расположение глаз. Узнайте, чем (все-таки) отличаются хищники от травоядных и как ограничения по весу (например, у птиц) влияет на строение тела. В случае водных созданий наоборот, ограничений по весу нет и это тоже сказывается. И почему зебры полосаты?

Конечно такой тщательный подход не всем придётся по душе. Можно взять мифологические/культурные модели и их обыгрывать. Но в случае с фантастикой (особенно более-менее серьезной) грубые ошибки, при создании флоры и фауны на других планетах, могут быть очень заметны.

Итог.

-11

К созиданию собственной вселенной необходимо подойти со всей ответственностью. Или хотя бы попытаться. Конечно можно хитрить и пользоваться готовыми шаблонами, но мир от этого не станет, во-первых, ярким и живым, во-вторых, авторским. Потому, увы, перед работой над романом/повестью придётся посидеть и подумать над окружением и самыми, казалось бы, неважными мелочами. Но не стоит думать, что это нудная работа. По мне, как раз в предварительной подготовке можно увидеть историю, оценить ее глубину, почувствовать героев, их жизнь, стремления, мотивы. Недостаток только в том, что во всем должна быть мера. Если вы чувствуете, что застряли/закопались в детали, то смело бросайте это дело и садитесь писать первый черновик. Потому что писатель - это в первую очередь тот, кто пишет.

Понравилась рецензия? Тогдаставьте лайк и подписывайтесь на канал, мы и дальше будем продолжать радовать вас интересными материалами.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество "Нетленка", там будет больше интересных материалов обо всём понемногу из мира литературы и кино.