Найти тему
pro_kino

Что в имени тебе моем

"Le prénom" или знакомое (или пока незнакомое) отечественному зрителю "Имя" - фильм с французскими и бельгийскими корнями, но именно Франция обволакивает с первых же кадров.

Человека, выезжающего из тьмы туннеля, зовут Жан-Жак. Жак-Жак – счастливчик, он не суеверен. Спокойно проходит под лестницей, раскрывает дома зонтик, не боится, если черный кот перейдет дорогу. И хорошо. Ведь в эту первую субботу октября Жан-Жак едет не куда-нибудь, а к дому 15-бис в тупике Бертолона в 9-ом округе Парижа. То есть по велению судьбы, если она существует, чтобы туда попасть, он должен проехать Сен-Лазар, Оперу, Северный вокзал и даже Пигаль. Жан-Жак вынужден пройти через настоящий ад.

-2

Сначала это будет улица Лабрюйера, великого французского писателя, умершего от инсульта в жутких муках одиноким, нищим, всеми забытым. Дальше он поедет по улице Ламартина – другого великого француза, умершего от инсульта в жутких муках одиноким, нищим, всеми забытым. Потом Жан-Жак свернет на улицу Ипполита Леба – архитектора, чье детище, печально известная тюрьма Ла-Петит-Рокет, пристанище смертников перед казнью. Затем идет улица мучеников Мартир, а дальше улица Святого Георгия – знаменитого мученика, которого сварили, содрали с него кожу как с помидора, потом распяли, колесовали и обезглавили. Так что доехав до тупика Бертолона – физика, малоизвестного из-за ранней гибели в ходе опытов с порохом – Жан-Жак мог увидеть в этой череде смертей дурной знак и выбрать путь в объезд и был бы не прав. Потому что не нашел бы этот маленький затерянный тупик, где среди растений, любовно поливаемых жильцами, укрылся тот самый дом 15-бис. Он бы не поднялся на шестой этаж по винтовой лестнице по ковровой дорожке, напоминающей об отдыхе в Турции, и мы бы не попали на семейный сбор, который вот-вот состоится здесь.

Хозяева, ожидающие гостей, – непосредственная и обожающая свою семью Элизабет или Бабу, учительница и милая простушка, и ее муж Пьер, преподаватель в университете, любитель вельветовых пиджаков и знаток литературы. Вот-вот появится Клод – лучший друг семьи, тромбонист в оркестре и истинный представитель своего знака Зодиака (ах, как я люблю Весы!). Брат Бабу Винсан – преуспевающий бизнесмен, душа компании и знатный шутник – присоединится чуть позже. Винсан жаждет показать друзьям фотографии УЗИ своего сына, пока еще сидящего в животе матери, и поделиться именем, выбранным для младенца. Будущая мать опаздывает на семейный ужин, задержавшись на деловой встрече.

-3

Казалось бы, чем могут быть примечательны обычные посиделки людей за сорок. Скукота, скажете вы и будете ох как неправы. Банальный вопрос про имя для будущего ребенка становится причиной настоящей гражданской войны в стиле блицкриг, во время которой из шкафов, громыхая костями и поднимая облачка нафталина, валятся семейные скелеты. Летят словесные стрелы и дротики, воцаряется леденящая душу тишина, вдруг нарушаемая чьим-то искренним хихиканьем, падают тарелки и тела...

А что в это время делаете вы? Вы сидите рядышком с Клодом на диване, тихонько как мышка, пытаясь не поперхнуться вином 1985-го года и все-таки распробовать загадочную марокканскую кухню в этом шуме и гаме, а потом забываете обо всем, хохочете, утираете слезы смеха, выступившие в уголках глаз, затихаете, заслушавшись очередным диалогом, снова бухаете смехом и в какой-то момент хотите завопеть: "Тише, да вы же разбудите детей!!", забывая, что это все – вино, диван, сотня тысяч эмоций на лицах присутствующих – всего лишь фильм, а вы даже не говорите по-французски.

Эффект присутствия колоссален! Это театр, и неудивительно, что фильм снят по пьесе. Камерность чувствуется в каждом кадре, который жадный взгляд расщепляет на элементы, дополняющие все происходящее на экране мелкими, но такими важными деталями. Вот детские фотографии Бабу, вот девичья тетрадка ее дочери Мертиль, вот стопки книг на всех горизонтальных поверхностях, вот небрежно брошенный пиджак, вот детские рисунки, приклеенные скотчем к зеркалу...

Несомненно такой притягательной эту картину делают ее главные герои. Их пятеро, но невозможно выделить кого-то одного. Почти за два часа фильма раскрывается каждый из них, и каждый же меняется к его концу. Зрителю остается лишь наблюдать за процессом, очаровываясь химией, имеющей место быть на экране, и действительно веря в то, что все эти люди знают друг друга как минимум тысячу лет, так гармонично они смотрятся вместе.

Валери Бенгиги в роли очаровательной Бабу совершенно влюбляет в себя богатой мимикой. Было безумно жаль прочитать уже после просмотра фильма, что получив премию Сезар за лучшую женскую роль второго плана в этой картине в феврале 2013 года, в сентябре того же года 47-летняя актриса скончалась от рака молочной железы...

-4

У Шарля Берлинга получился великолепный засранец Пьер. Вот есть, есть такие люди – завзятые спорщики, уверенные в том, что только их точка зрения имеет право на жизнь.

Винсент – холеный эгоист и сноб – прекрасен в исполнении Патрика Брюэля. Его самоуверенностью, апломбом и легким пренебрежением к окружающим любуешься несмотря и вопреки.

-5

Клод – великолепный Гийом де Тонкедек – невероятно симпатичный персонаж. О таком близком друге – понимающем и понятном – мечтают многие.

Изящный французский юмор в комедии положений гармонично переплетается с обыгрыванием локальных проблем и чисто местных культурных фишечек, однако русскоязычному зрителю будет понятно практически все, в чем немаловажная заслуга качественного и живого дубляжа.

Милое, доброе, невероятно смешное, но при этом тонко балансирующее на грани жесткой сатиры и добродушной самоиронии кино оставит после себя самые теплые эмоции.

Спасибо за лайки и подписку!