Футбола у греков и римлян, увы, не было – теперь, когда волна оскорбленных обманом читателей схлынула, предлагаю оставшимся рассказ о странностях атлетизма "во времена былинные, теперь давно ушедшие".
Надо понимать, что это только совсем недавно было установлено: спорт, дескать - состязание искусственно выращенных человекообразных мускульных комков, которые потом свою победу делегируют совершенно к ней непричастным людям. А уж те, тряся пивными животами и бутербродными грудями, празднуют свое превосходство над другими такими же, но принадлежащими к иному городу, стране, профессиональному сообществу и тд. Это превосходство не основано ровно ни на чем другом, кроме разграничения: мы – здесь, а вы – там, и на указанном скромном, но достаточном основании мы являемся д’артаньянами, а вы – точно наоборот.
Античный спорт был совсем другим: единственным победителем там был сам спортсмен. Полис, из которого он происходил, и горожане, конечно, гордились, что «да, водится у нас такая семижильная порода, гнущая тетрадрахмы пальцами»; что "в наших палестрах обучают атлетов лучше, чем других"; что с победителем знакомы и с ним соседи. Только и всего: «спортивный национализм» - это другая эпоха, новое-новейшее время. В древности атлетизм – это рекорд как дивное диво, а также развлечение, которое устраивается на усладу богам (когда бегают-прыгают в очередь с моленьями и жертвоприношениями)
Начинали игры, понятное дело с церемонии открытия. Если ранг мероприятия этого требовал, сам император-цезарь являлся честному люду на коне. Вот «зигует» император Валериан: кстати, эта монета – уникальное подтверждение того, что «римское приветствие» выдумал не Муссолини или кто-то из его сотоварищей. Долго время специалисты на этот счет очень сомневались: точно ли римляне «зиговали»? А, может, еще и «хайль-гитлер» при этом кричали? Нумизматика прояснила: был такой обычай, точно - вполне себе без Гитлера и до Гитлера, за 1900 лет до Берлинской олимпиады, спортивные чемпионаты проходили под знаком «зиги»:
Потом – «объявление». Вот, например, объявление об открытии Секулярных игр. Воин провозглашает то, что в таких случаях полагалось провозглашать – «Именем Сената и народа Рима, именем консулов» и тд.
Потом, как полагается у приличных людей, «рэзали барашька» и "нэмножько выпивали, слющий, да?". По правде говоря, многих барашков оезали, а вместе с ними – быков, а также без счета мелкой птицы. По их ливеру гадали (гаруспиции, ауспиции и тд), но в позднем Риме мало кто относился к таким вещам серьезно. Обычай, однако, есть обычай: вот трое специалистов собирают кровь, а четвертый отчекрыживает башку представителю говяжьего племени: это требует соблюдения тысячи правил, так что дилетанту подобное не поручали (монета стоит ок. 100 долл)
Игры проводили по тысячам поводов. Чехов говорил, что нет предмета, который еврей не мог бы сделать своей фамилией – у римлян не бывало события, которое не могло бы стать поводом побегать-попрыгать-зарезать кого-нибудь по-быстрому. Вот монета по поводу поминальных игр – скончалась мать императора Клавдия Антония; воля ваша, как тут не заняться ЗОЖем? Такой денарий, за редкостью своею, стоит под 10 тысяч долл. Изображены факелы, перевязанные лентой - может, использовались не только в качестве символа скорби, но и как спортивный снаряд? Перебрасывали что-то, возможно?
Виды спорта к исходу античности были самыми экзотическими. На арену могли выволочь любую зверушку: на этой монете изображен гиппопотам, который сложил свою голову на арене году так в 245-м нашей эры. Стоит монета 150 долл.
Схватки могли вестись на слонах, как здесь. В таком случае противники сходились и расходились, пока кто-нибудь один не оставался лежать ничком на арене. Со свободными гражданами такое случалось редко, в основном это были гладиаторы. Слонов не жалели тоже, но при их толстокожести число летальных случаев с ними и с их седоками различалось на порядок (монета за 150 долл):
А вот боевые львы, неизменные главпокойники на играх: гладиаторы тоже гибли, но хищные котэ - всегда и неизменно.
Вот те самые знаменитые сражения на судах, навмахии: увековеченное тут имело место при Септимии Севере. Зверушки вокруг судна как бы показывают – фауна была недовольна и облаивала, за что ее потом пустили на фарш (стоит денарий долларов 500)
Ну, и сражения гладиаторов тоже проходили у римлян по разряду спорта. Вот здесь будущие участники бросают жребий – кому кого и каким оружием крошить?
А здесь уже запечатлена непосредственно резня, 42 год от РХ, цена денария ок. 2000 долл:
Вот многоборец: в боксерской перчатке, кстати – добежал, быстренько измордовал соперника, прославился:
Но сразу отметим: римляне относились к спорту иначе, чем греки. Эллины были строже в выборе состязательных дисциплин, узок был круг атлетов и рабы в их число точно не попадали. Спорт – занятие для чистой публики, а не для чумазых! Римляне как раз были на этот счет другого мнения: тушку надлежит холить и лелеять, труд снижает качество жизни и обезображивает свободную личность мускулатурой. В конце концов, император Феодосий даже Олимпийские игры прихлопнул (393 г. нэ), а граждане Рима, которые передоверили свою защиту варварам, в итоге лишились богатств, империи и, довольно массово, самих тушек. А вот как представлен был спорт на греческих монетах. Это знаменитая борьба (правила неизвестны, а панкратион суть шарлатанство) Монета стоит от 1000 долл.
Был еще совершенно царский вид спорта: заезды на колесницах. Не брезговали участвовать даже цари и тираны: тут эллинская утонченность в самих линиях чекана являет себя – шедевр, согласитесь, сугубый мастерпис! Как уловлено стремительное движение и даже одежда развевается на ветру! Стоит такой сицилийский серебряный кружок весом в 16 гр. 16 тысяч долл.
Ну, понятно, в любой борьбе главное – награда. На самих олимпиадах, на многочисленных других греческих и римских играх подносили победителям такие вот ларцы с лавровыми венками. Из этих лаврушка торчит вполне недвусмысленно:
А вот и увенчанный атлет:
Я, не будучи поклонником спорта, про знаменитый бухательный симпозиум российских футболистов слыхал – там, вроде, мыли муде в шампанском, щекотали таковые пузыриками именно по поводу очередного поражения. В Греции и Риме такого не случалось: и если вам не оторвали эти самые ятра соперники или дикие звери, можно было, конечно, позволить себе лишку вина. Но – со всем уважением к сенату и римскому популюсу, как здесь:
Короче, спорт в «раньшие времена» был делом ответственным, благородным, возвышенным и возвышающим. Вспоминают обычно греческого тяжелоатлета, который выиграл 4, что ли, олимпиады. А помер спустя лет 30, когда взяли олимпийские лавры два его сына: пробегая круг почета, они подняли отца на руки и тот сейчас же умер – поскольку счастье его было запредельным, непереносимым для смертного. Есть, однако, подозрение, что это какой-то другой спорт, даже не родственник нынешнему. Хотя, конечно, пусть чемпионат по футболу нас разочарует, отчего нет?
Если дочитали, кликните лайк: для вас сущий пустяк, а для меня - маленький шажок в ТОПпы. Заранее благодарен!
Самые знаменитые древнегреческие рекорды от М. Гаспарова:
"Самый худой человек? Филет с острова Кеоса: он был так легок, что ветер сдувал его с ног и ему приходилось постоянно носить свинцовые сандалии.
Самый толстый человек? Дионисий, тиран города Гераклеи: у него был такой слой жира, что он уже не чувствовал прикосновений и жил в полудремоте, а когда с ним нужно было поговорить, его кололи длинной иглой.
Самый зоркий человек? Сицилиец Страбон, который из Сицилии считал суда в гавани африканского Карфагена по другую сторону Средиземного моря. Или скульптор Мирмекид: он сделал из меди колесницу меньше мухи и корабль меньше хвоинки сосны.
Самый глупый человек? Афинянин Кикилион, который сидел на берегу моря и пытался пересчитать морские волны.
Самая лучшая память? У Фемистокла, который знал по именам всех афинских граждан. Или у посла царя Пирра, который с первого раза запомнил всех римских сенаторов. Или у царя Митридата Понтийского, что знал 22 языка; у философа Хармада, который цитировал любой фрагмент из любой прочитанной им в жизни книги.
Самый тщеславный человек? Ганнону из Карфагена мало было почета от людей и он требовал преклонения еще и от животных: он наловил птиц и стал учить их говорить по-человечески: «Ганнон — бог!» (научились). Ганнон отпустил их на волю, чтобы птицы разнесли эту весть по всей земле: карфагенские старейшины обвинили Ганнона в стремлении к тирании и казнили его.
Самый прожорливый человек? Афинянин Нотипп, про которого в комедиях говорилось: «Пошлите его на войну, он один сможет проглотить целый Пелопоннес!». Или женщина по имени Клео, которая перепивала и переедала всех мужчин: говорили, что перед ней, как перед Медузой Горгоной, пища от страха обращается в камень.
Самый старый человек? Исократ прожил сто лет и в 94 года написал одну из лучших своих книг; софист Горгий прожил 107 лет и, умирая в дремоте, сказал: «Сон передает меня своему брату — Смерти»; гадатель Эпименид будто бы прожил 157 лет, но из них 57 лет проспал. Умерший самой необычной смертью? Один философ, который умер от хохота - день, в который пророчество сулило ему смерть, заканчивался, а философ все еще был жив!
Самый остроумный человек? В Афинах существовал целый клуб остряков, за протоколы которого царь Филипп Македонский платил большие деньги"