Найти тему
Так победим!

Раздел Черноморского флота

На момент прекращения существования Советского Союза, Черноморский флот, уже несуществующей де-юре страны, представлял колоссальную силу.

С нынешних позиций ее даже сложно внятно осмыслить.

835 судов и подводных лодок практически всех имеющихся типов и классов!

2 ракетных крейсера, 2 больших противолодочных крейсера I ранга.
2 артиллерийских крейсера.
12 больших противолодочных кораблей II ранга.
28 подводных лодок различных типов.
Десятки эсминцев, сторожевых кораблей, почти 70 ракетных кораблей и катеров, столько же тральщиков, 50 десантных кораблей различных классов.

В состав флота входило почти 400 единиц самолетов и вертолетов морской авиации.

Вся эта махина организационно подразделялась на 2 дивизии кораблей, 1 дивизию подводных лодок, 1 дивизию береговой обороны, десятки входящих в них и отдельных частей, бригад и дивизионов, состояла из почти 160 тысяч человек, как непосредственно личного состава, так и вспомогательного персонала.

Береговая инфраструктура размещалась на территории РСФСР, Украинской ССР, Грузинской ССР, Молдавской ССР, и состояла из сотен различных объектов.

Боевые корабли и подводные лодки ЧФ СССР
Боевые корабли и подводные лодки ЧФ СССР

Флот осуществлял постоянное присутствие в Средиземноморье и по праву считался сильнейшим в регионе.

Так как главной базой Черноморского флота являлся Севастополь, и большинство объектов находились на территории Крыма, то основным претендентом на лакомый кусок были власти свежеобразованной независимой Украины.

Причем эти претензии начались даже раньше, чем официально прекратил существование СССР.

Еще в октябре 1991 года, вскоре после провозглашения независимости, Верховный совет УССР принял решение, о том, что Черноморский флот целиком переходит в юрисдикцию Украины и подчиняется лишь ей.

Фактически, данное решение ни на что не повлияло, флот продолжал выполнять приказы Минобороны СССР и собственного командующего.

Однако, после подписания Беловежских соглашений, поставивших юридическую точку в вопросах неопределенности о дальнейшей судьбе СССР, сложилась интересная ситуация.

Формально, о судьбе конкретно Черноморского флота не говорилось ни слова. Но руководствуясь принципом, «что находится на территории вновь образованных независимых государств, то принадлежит им», президент Украины Леонид Кравчук, обретя в одночасье статус Верховного главнокомандующего, захотел иметь и собственный флот.

К тому же, его коллеге Борису Ельцину, досталось по данному же географическому принципу, аж сразу три флота: Северный, Балтийский и Тихоокеанский. Плюс Каспийская флотилия в придачу.

На первом саммите Содружества независимых государств (СНГ), этакого суррогата СССР, проводящемся 30 декабря 1991 года в Минске, был принят ряд постановлений, упраздняющих военно-организационные структуры СССР, дающих «зеленый свет» на создание собственных вооруженных сил из округов и частей, дислоцированных на территории вновь образованных государств.

С оговоркой – за исключением тех сил, которые признаются стратегическими для всего СНГ. Черноморский флот был отнесен к таковым и должен был выполнять задачи в интересах СНГ.

Однако, Украина все это трактовала по своему и продолжила курс на установление своего влияния и управления на ЧФ.

Это вылилось в противостояние, длившееся почти 6 лет. С конфликтами, тяжбами и дрязгами. С попыткой силового захвата отдельных судов и объектов инфраструктуры.

А так как фоном всему этому сопутствовали процессы «интенсивного перехода к рынку», иначе говоря «лихие 90-е», то флот, продолжающий нести на мачтах флаг уже несуществующей страны, стремительно деградировал и уменьшался в размерах.

Корабли десятками отправлялись в разделку на металл. Объекты береговой инфраструктуры продавались и сдавались в аренду коммерческим структурам.

-3
-4

Однако, позиция отдельных лиц в руководстве флотом, в частности командующего ЧФ адмирала Игоря Катасонова, позволила сохранить флот от полного уничтожения.

Отказавшись, в отличие от командующих военных округов на территории бывшей УССР, принимать присягу на верность Украине, адмирал заложил юридический фундамент тому, что в конце концов, флот пришлось делить.

-5

Кратко обозначим основные вехи данного процесса.

5 апреля 1992 года, Леонид Кравчук подписывает Указ Президента Украины «О переходе Черноморского флота в административное подчинение министерству обороны Украины».

Борис Ельцин не остается в долгу, и спустя два дня, подписывает аналогичный Указ Президента Российской Федерации «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

Комичность ситуации заключалось в том, что непосредственно на Черноморском флоте о данных «бумажных войнах» были не в курсе, узнавая о многом уже позднее.

В итоге, оба президента встретились в Дагомысе 23 июня 1992 года, отозвали «апрельские указы» и подписали соглашение о принципах создания самостоятельных флотов Украины и России на базе Черноморского флота.

В августе этого же года было заключено еще одно межправительственное соглашение, заявляющее, что устанавливается 3-х летний переходный период, по истечении которого флот будет разделен, а пока должен существовать под совместным командованием.

В течение 1993-1996 годов, высокие договаривающиеся стороны неоднократно встречались, подписывались соглашения, меморандумы, протоколы намерений, устанавливающие принципы раздельного базирования флота, использования инфраструктуры, оговаривалось процентное соотношение грядущего раздела.

А сам флот продолжал существовать в условиях правового вакуума, с теми процессами хаоса, о которых отмечено выше.

И только 28 мая 1997 года были подписаны итоговые соглашения о параметрах деления Черноморского флота, о статусе и условиях его пребывания на территории Украины, а также о взаимных расчетах, касающихся данных процедур.

Устанавливалось, что главной базой Черноморского флота РФ остается Севастополь, суда и имущество делятся в пропорции 81,7% и 18,3% соответственно, между РФ и Украиной.

12 июня 1997 года на судах Черноморского флота России были подняты Андреевские флаги.

-6

За прошедший 21 год с этого дня, многое изменилось.

Российский ЧФ пережил еще более тяжелые времена, оправился от длительной болезни и постепенно выздоравливает.

Об этапах постепенного восстановления сил Черноморского флота России, вы можете прочитать здесь - "Черные дыры" Черноморского флота

Украинский же ЧФ практически прекратил свое существование.

Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся! Скоро выйдет следующая!