Найти тему
MOI-GODA.RU

Все мы немного лошади

Итак, повышение пенсионного возраста можно считать делом решённым. Как сообщила в пятницу вице-премьер правительства Татьяна Голикова, пенсионная реформа начнётся уже в 2019 году. При этом премьер поспешила успокоить жителей страны, заверив, что повышение будет постепенным и многоплановым. Однако что означает эта многоплановость, не совсем понятно. В голову приходит образ лошади, которую ведут на бойню, ласково поглаживая по шее. И строка из Маяковского: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».

Лошадиная воля

Данных о предстоящей реформе очень мало, в основном намёки чиновников и разговоры удивляющегося народа. Обсуждение необходимо, чтобы реформа не грянула как гром среди ясного неба. Нам хочется думать, что будет трудно, но разум победит, и усилия правительства приведут к улучшению жизни не отдельных предприимчивых индивидов, а всего честного народа. Однако более-менее пристальное изучение проблемы настраивает на совершенно другой лад.

К примеру, немало изумила свежая идея Татьяны Голиковой сделать так, чтобы пенсия состояла из двух частей: государственной и корпоративной. Суть предложения в том, что отечественный работодатель должен принимать активное участие в судьбе сотрудников, со своей стороны формируя для них пенсию. Идея, безусловно, цивилизованна и человечна, но, к сожалению, хороша она только в абстрактном значении. В реальной российской жизни работодатель и наёмный работник находятся в состоянии непримиримой классовой борьбы. Зарплаты в конвертах – верный путь к нищей старости, и все это понимают – и работники, и начальство, но сделать ничего нельзя: с одной стороны – налоги и неудержимое стремление к халяве, с другой – безработица и специфика трудовых отношений. Чтобы уволить работника с 20-летним стажем, достаточно минуты: один щелчок пальцев – и ты в чистом поле, скачи куда хочешь. Доходит до итальянских забастовок и расчётов, выданных 50-копечными монетами. Мечтать о том, что типичный российский босс начнёт заботиться о своих сотрудниках, пожалуй, не стал бы даже Манилов.

Но это мелочи. Без ответа остаётся главный вопрос: почему именно пенсионеры должны спонсировать отчаянные эксперименты властей? Почему нельзя сэкономить на каких-нибудь дорогостоящих проектах в южных широтах? И потом, отчего спохватились так поздно? Разве не было понятно ещё в 2011-м, когда цены на нефть и газ поползли вниз, что в воздухе запахло керосином?

Вспоминается сакраментальное: «Сталин не знал», «товарища Сталина ввели в заблуждение». Но с большой степенью вероятности можно предположить, что всё было ясно уже в 2011-м, если не раньше. Почему правительство не отреагировало – другой пункт, и объяснение напрашивается простое: у российской власти нет чёткой продуманной стратегии хотя бы на 25 лет. Ведь не считать же серьёзным планом то заговаривание зубов, что прозвучало после инаугурации.

Правительство живёт одним днём.

Как говорится, это информация к размышлению. Ведь каждое развитое суверенное государство осуществляет свою политику по тщательно проработанному долгосрочному плану.

Последняя соломинка в конюшне

О том, как пенсионеры стали крайними, эксперты рассказывают так. Увидев открывшуюся звёздную бездну в последний миг (или узнав о ней по телефону), правительство вдруг поняло, что для реформ срочно нужны триллионы рублей. Но как найти соломинку в начисто выметенной конюшне? Помыкавшись по сусекам, правительство ухватилось за статистику, согласно которой продолжительность жизни в стране слегка увеличилась. Значит, можно повышать пенсионный возраст! Деньги найдены! 

Трудно предположить, что правительство не владеет реальной картиной жизни в России. Нельзя игнорировать и цинизм, который часто именуется властями холодным государственным расчётом. Кредо всех правителей и правительств давно сформулировано в трактате Никколо Макиавелли «Государь». «Цель оправдывает средства». Этим о власти сказано всё – в любую эпоху, в любой стране.

Несомненно, правительство знает, что продолжительность жизни в России увеличилась за счёт женщин, а средняя продолжительность жизни мужчинсоставляет твёрдые и конкретные 66 с половиной лет. С точки зрения российской бюрократии это хорошее, удачное обстоятельство.

Мороз крепчал

Вместе с тем повышение пенсионного возраста, при всей своей жестокой абсурдности, не является главной проблемой нации. Это лишь упаковка других проблем. Дымовая завеса, за которой скрывается нечто совсем уж непрезентабельное.

На прошлой неделе, в дни работы Петербургского международного форума, министр финансов РФ  Антон Силуанов сообщил журналистам, что правительство планирует заморозить накопительную пенсию навсегда.

Напомним, накопительная пенсия была введена для того, чтобы каждый трудящийся мог самостоятельно позаботиться о прибавке к страховым пенсионным выплатам, вкладывая деньги в своё будущее. Такую возможность предоставили всем родившимся в 1967 году и позже. Идея не новая, на Западе она работает десятилетиями. Но в России ничто не обходится без приключений.

Государственная накопительная пенсия была заморожена в 2014 году, после событий в Крыму и на Донбассе. Многие тогда предположили, что деньги пенсионеров стали источником финансирования многочисленных «гумконвоев», строительства Крымского моста и железной дороги в обход Украины. Власти всё отрицали и клялись, что заморозка накопительной части пенсии – временная мера. Но обещания обещаниями, а женитьба – дело серьёзное.

Итак, для того чтобы в старости иметь не только кусок хлеба, но и ложечку масла, остался один выход: негосударственные пенсионные фонды (сокращённо – НПФ). И снова пренеприятнейшее обстоятельство. Вклады в частные пенсионные фонды связаны с огромными рисками. Нужно понимать, что эти коммерческие организации созданы для того чтобы получать «длинные» деньги под минимальный процент, а вовсе не ради процветания вкладчиков. При этом российские частные НПФ слишком склонны превращаться в «МММ». По различным источникам, за несколько лет в России лопнули более 30 НПФ, в них сгорели почти 100 миллиардов рублей.

И вот ещё новость: на днях очередной российский купец убыл в стольный град Лондон со всеми чемоданами, чадами и домочадцами. Этот случай интересен лишь тем, что Борис Минц – так зовут беглеца – помимо прочего владеет финансовой группой «Будущее», которая объединяет несколько НПФ – «Образование», «Будущее» и «Телеком-Союз».

Год назад в СМИ прошла информация, что господин Минц желает продать свои НПФ. По сведениям агентства Reuters, на предпринимателя оказывалось внешнее давление. В качестве покупателя рассматривался «Сбербанк», но переговоры ни к чему не привели – банку не понравился запах активов, в которые вложены средства пенсионных фондов господина Минца.

Вскоре стало известно, что финансовая группа «Будущее» оказалась в кипрском офшоре. Не будем утомлять читателя подробностями этой банальной истории, лишь отметим, что пенсионные фонды господина Минца крупно задолжали концерну «Россиум», и концерн продал долги кипрской компании RT&I.

Так российские пенсионеры, вложившие свои деньги в фонд, оказались в пассивном залоге.

Какого рода «внешнее давление» оказывалось на бизнесмена – не разглашается. Однако ещё год назад народ стал понемногу осознавать, что с пенсиями что-то пошло не так. Точнее, всё не так.

КСТАТИ: Новые идеи депутатов о накопительной пенсии – читайте на портале moi-goda.ru 

«Лошадью ходи, лошадью!»

Возвращаясь к выступлению господина Силуанова на Петербургском экономическом форуме, нужно отметить, что вице-премьер артикулировал ещё кое-что помимо известия о заморозке накопительных пенсий. Он сообщил, что Минфин совместно с Банком России предлагает ввести систему индивидуального пенсионного капитала.

Для тех, кому до пенсии осталось меньше 10 лет, это прозвучало зловеще.

Что такое индивидуальная пенсия? По мысли господина Силуанова и госпожи Набиулиной, индивидуальная пенсия представляет собой постоянные отчисления в НПФ (!) в размере от одного до шести процентов от зарплаты.

Что сказать? Раньше мы знали, кого благодарить за наше счастливое детство. Теперь мы знаем, кого – за нашу обеспеченную старость.