Российские вооружённые силы: лают, но не кусают
Впервые во время празднования Дня Победы 9 мая в Москве российские вооруженные силы провели парад беспилотных автомобилей. На Красной площади были продемонстрированы беспилотные летательные аппараты наблюдения Корсар, оснащенные средствами радиоэлектронной борьбы, автономные средства разминирования Уран-6 и беспилотные танки Уран-9. Кроме того, над Москвой впервые пролетели многоцелевые истребители Су-57 пятого поколения и истребители МиГ-31, оснащенные недавно представленными гиперзвуковыми ракетами "Кинжал" Х-47М2.
Во многом празднование 2018 обозначило границы для российских вооруженных сил в контексте недавнего утверждения новой Государственной программы вооружения (ГПВ) 2018-2027. Эта новая программа заменит своего предшественника, ГПВ 2020.
Закупка, реконструкция и разработка новой военной техники, осуществленные в рамках ГПВ-2020, сыграли важную роль в перестройке вооруженных сил России, впервые в постсоветский период поставив новую и модернизированную технику в значительных объемах. Поэтому ожидается, что ГПВ-2027 будет опираться на прогресс, достигнутый в рамках предыдущей программы, и укреплять вооруженные силы России.
ГПВ-2027 способствует достижению целей гособоронзаказа и модернизации вооруженных сил. Он, вероятно, будет сосредоточен на потенциале прогнозирования мощности, мобильности и развертываемости сил, военной логистике и укреплении систем командования и управления. Дополнительный акцент, вероятно, будет сделан на стандартизацию и оптимизацию существующих систем. ГПВ-2027 должен позволить Российской оборонной промышленности упорядочить приоритетные технологические разработки для вооруженных сил. Передовые системы ПВО, оттачивание средств сдерживания и противодействия доступу также, вероятно, сыграют важную роль в программе.
Как показано на Красной площади 9 мая, государственные оборонные заказы в рамках ГПВ-2027, несомненно, будут сосредоточены на высокоточных управляемых боеприпасах, автономных системах и военной робототехнике, возможностях радиоэлектронной борьбы, потенциально формируя будущее российских военных потенциалов в 2020-х годах и за их пределами. Проектирование российских вооруженных сил в XXI веке и их адаптация к современным вызовам потребуют постоянных инвестиций в модернизацию и военные исследования и разработки (НИОКР).
Однако перед оборонно-промышленным комплексом стоят долгосрочные задачи, которые определят перспективы успешного внедрения ГПВ-2027. Эти проблемы связаны с неспособностью модернизировать производственные мощности оборонно-промышленного комплекса, снижением уровня военных НИОКР, структурными недостатками оборонно-промышленного комплекса, такими как низкая производительность труда и некачественные механизмы контроля. Между тем, внешние факторы, связанные с уроками, извлеченными из недавнего и продолжающегося операционного опыта, накопленного в Сирии и Украине, а также негативное влияние международных целенаправленных санкций на оборонную промышленность, угрожают воспрепятствовать исполнению ГПВ-2027.
Несмотря на эти вызовы, вполне вероятно, что российские вооруженные силы будут значительно лучше оснащены в 2027 году, чем сегодня. В рамках ГПВ-2020 в Вооруженные силы были поставлены большие объемы современной военной техники. Наибольший успех наблюдался в поставках систем на базе советских конструкций, таких как танк Т-90, серия истребителей и штурмовиков "Фланкер" производства компании "Сухой", "Варшавянка-класс" (проект 636.3), дизель-электрические подводные лодки.
Тем не менее, темпы возможной модернизации не следует преувеличивать. Хотя с разработкой оборудования нового поколения может быть достигнут некоторый дальнейший прогресс, оборонно-промышленные ограничения, вероятно, будут препятствовать серийному производству действительно современных систем вооружений по всем направлениям. Некоторые системы, такие, как С-400 и ракетные системы "Искандер", должны по—прежнему поставляться в значительных количествах. Другие системы, такие как семья бронетехники "Армата", Су-57 "Боец", и "Ясень-М" (класс подводных лодок)—скорее всего будут поставлены в вооруженные силы в гораздо меньших количествах. В результате вооруженные силы, вероятно, по-прежнему будут полагаться на сочетание устаревшего оборудования и модернизированных советских систем наряду с новыми современными конструкциями.
Сообщается, что на ГПВ-2027 было выделено девятнадцать триллионов рублей. Как показатель, это звучит впечатляюще, тем более что он приближается к сумме назначенной на ГПВ-2020. Однако рубль в 2018 году стоит почти вдвое меньше, чем в 2010 году, когда вступила в силу ГПВ-2020. Таким образом, в реальном выражении ГПВ-2027 не так финансово амбициозен, как его предшественник. Это означает, что если Россия сможет поддерживать ежегодные темпы экономического роста на уровне около 2 процентов, то государство должно иметь возможность финансировать новый ГПВ, не накладывая чрезмерной нагрузки на экономику в целом. Действительно, текущие планы расходов федерального бюджета на 2018-2020 годы указывают на то, что доля расходов на оборону в ВВП должна неуклонно снижаться.
Это представляет собой очевидный парадокс: с одной стороны, высокопоставленные российские чиновники, в том числе президент, публично заявляют о существовании ряда передовых новых систем вооружения, а с другой стороны, планы расходов предполагают, что оборонная нагрузка должна снизиться до начала 2020-х годов.
Однако устранить эти противоречивые факты не так уж и сложно. В то время как официальная риторика в отношении военной модернизации—и в частности разработки новых систем стратегических вооружений-может показаться некоторым наблюдателям тревожной, детальный анализ того, что Россия может произвести, говорит о том, что российские амбиции на самом деле более скромны.
С учетом существующих экономических ограничений и стремления руководства избежать расходов, связанных с чрезмерным наращиванием военного потенциала, об оборонно-промышленном производстве в масштабах, соизмеримых с гонкой вооружений, просто не может быть и речи. В то время как Россия, вероятно, будет чувствовать себя более уверенной в своей способности защищать себя, отстаивать свои интересы вблизи своих собственных границ и развертывать относительно небольшие силы за рубежом, она будет по-прежнему далека от обладания способностью подавлять более крупных, лучше оснащенных конкурентов.
Уважаемые читатели, прошу учитывать, что приведённый текст не выражает моего отношения к представленной проблеме. Это лишь мнение иностранных авторов.